Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Почему завидуют ученым?

Почему завидуют ученым 1

…Как-то после третьего курса студентка ФАКИ Елена Грязина случайно зашла в концертный зал МФТИ на церемонию чествования выпускников. В торжественной обстановке ректор Николай Кудрявцев вручал физтехам красные дипломы. Увиденное произвело сильное впечатление: “Неужели и я когда-нибудь буду стоять на сцене, а ректор пожмет мне руку?”.

Мечте не суждено было сбыться. Свою церемонию Елена Грязина пропустила – в это время она как перспективный российский ученый делала доклад на научной конференции IFAC в Реймсе во Франции. Но бокал шампанского за свой красный диплом и выпуск группы Елена все-таки подняла – как раз в тот день после конференции в честь ученых был устроен банкет в винном погребе Pommery.

Почему завидуют ученым 2

– Елена, как Вы поступили на Физтех?

– Все началось с того, что наш школьный учитель физики Лев Васильевич Пигалицын (школа № 2, г. Дзержинск Нижегородской обл.) направил меня и еще нескольких учеников к действующему ученому из нижегородского Института прикладной физики РАН доктору ф.-м.н. Юрию Юрьевичу Куликову, который многие годы занимался мониторингом содержания озона в атмосфере и исследованием закономерностей его изменения. Зачем направил, спрашиваете? Чтобы приобщить к научной работе с малых лет. Фантастика! Ученый доверил обработку экспериментальных данных нам, школьникам.

– А может, и не доверил вовсе, и потом тайком все перепроверял?

– Теперь об этом можно только догадываться. Но тогда такое доверие заставляло пыхтеть над каждой цифрой после запятой, ведь верили же, что от наших расчетов зависело будущее планеты! С гордостью, задрав нос, мы тогда говорили: “Слышали, что озоновый слой разрушается? Вот мы его и штопаем!” (смеется).

– Сейчас воспоминания об этом вызывают улыбку. Но в 2000 году именно эта уверенность помогла Вам победить на конференции для школьников “Старт в науку”?

– Да, было такое славное время, когда победителей “Старта в науку” МФТИ награждал автоматическим зачислением с 24 балла ми на любой факультет. И я выбрала ФАКИ, потому что искренне хотела заниматься геофизикой, а еще и его руководители понравились, которым докладывала на “Старте в науку” о своей работе.

Тяжело в ученье…

– МФТИ всегда славился высоокими требованиями к своим студентам. Физтехи должны обладать знаниями по математике как на мехмате МГУ, по физике – как на физфаке МГУ, по сопромату – как в МВТУ им. Баумана, по иностранному языку – как в МГПИИЯ. Елена, что помогало справиться с такой учебной нагрузкой?

– Как ни напрягаю память, не могу вспомнить за время учебы какие-то действительно тяжелые моменты. Были сомнения и внутренние метания, после третьего курса всерьез собиралась устроиться на работу в какую-нибудь фирму и доучиваться уже кое-как – после трех лет непрерывных пятерок стало понятно, что уже не выгонят. Но осенью мы пришли на базовую кафедру в Институт проблем управления РАН, и там совсем другая жизнь началась. Знаете, есть в жизни студента такое время, когда он может позволить себе работать бесплатно: крыша над головой есть, на пропитание тоже вроде бы хватает, и можно действительно рискнуть, посвятить свое время тому, что не обещает никаких дивидендов, и успех отнюдь не гарантирован. Просто погружаешься с головой в совершенно новое для тебя занятие, окружающие пальцем у виска крутят, но ты этого как бы и не замечаешь. Через несколько месяцев, а если повезет – недель, начинают вырисовываться первые научные результаты, и это просто окрыляет. Дальше – больше, рассказываешь об этом без преувеличения всему миру (если тематика не секретная, конечно), обнаруживаешь единомышленников в самых отдаленных уголках земли и словно на новую орбиту выходишь. И ведь завидуют рядовым ученым всякие team-лидеры, менеджеры и консультанты!

Почему завидуют ученым 3

– Как Вы думаете, Лена, чему завидуют?

– Свободе! Ученые много ездят по миру. Этим летом я побывала во Франции сразу на двух конференциях, сначала в Реймсе на 1-ой Конференции IFAC (International Federation of Automatic Control) по анализу и управлению хаотическими системами, а потом в Тулузе на 5-ом Симпозиуме IFAC по робастному управлению. На таких конференциях мы – молодые ученые не только делаем научные доклады, но и заводим друзей, мы можем работать в любых условиях, хоть в метро, хоть на берегу океана! Тому, кто погружен в науку, хватает свободы. А ведь это совсем не мало! Спросите, а жить на что? Не буду предлагать готовых схем, отговорюсь общей фразой: кто ищет, тот всегда найдет, причем каждый свое. Собственную жизнь прожить хочется, а не повторить чью-то, пусть очень удачную и благополучную.

Мир увлечений

– А на хобби время оставалось?

– Считаю себя натурой увлекающейся, непостоянной в своих интересах, поэтому попробовала всего понемножку. Но серьезно зацепила только наука. Когда я была совсем маленькой, у меня было три заветных желания: проколоть уши, отрастить длинные волосы и научиться играть на пианино. С первыми двумя проблем особых не было, уговорить родителей отдать меня в музыкалку тоже оказалось совсем не сложно. Так через 8 лет я получила свой первый красный диплом. И только на 4-м курсе Физтеха случайно узнала, что в долгопрудненском детском центре “Ровесник” с удовольствием занимаются музыкой и со взрослыми. Кто-то приходил заниматься с нуля, кто-то продолжил обучение музыке, кто-то, восполнив пробелы после длительного перерыва, готовился к поступлению в музыкальное училище. И я после 6-летнего перерыва снова села за пианино и в течение 2-х лет занималась в свое удовольствие в свободное от учебы время, периодически участвуя в концертах “Ровесника” и организованных на Физтехе вечерах классической музыки.

– Согласны ли вы с утверждением, что Физтех прививает уважение и к спорту?

– Действительно, каждый, кто здесь учится, становится немножко спортсменом: не на пустом месте родились шутки “МФТИ – Московский физкультурно-технический институт” или “Физтех – физкультурный техникум”. Здесь учат плавать, бегать на лыжах, причем не заставляют, а именно учат – терпеливо и последовательно.

– Физтехи славятся любовью не только к спорту, но и всяким розыгрышам…

– Это точно. Однажды 1 апреля мы с одногруппником на последние деньги купили ролики. Практически с бухты-барахты решили и отправились в магазин. Сразу кататься по улице было страшновато – я до этого ни разу на роликах не стояла. Тогда мы поехали на базовую кафедру – в Институт проблем управления РАН. Роллер-дебютом стал въезд в кабинет шефа Бориса Теодоровича Поляка, который до сих пор является моим научным руководителем. Так мы поздравили его с 1 апреля.

Быть преподавателем — великая честь

– Как Вы правильно сказали, Ваше лихое студенчество – это уже история. Чем Вы занимаетесь сейчас?

– Продолжаю учиться, теперь уже в аспирантуре. Вообще-то после выпуска моя жизнь кардинально не изменилась. Я продолжаю заниматься теорией робастного управления. Часто теория автоматического управления строится на предположении, что все данные о системе известны точно. Между тем в реальных задачах все характеристики объекта содержат неизбежную неточность. Робастная теория, привлекающая огромный интерес исследователей во всем мире, предлагает методы учета подобных неопределенностей. И с Физтехом связь не теряю, теперь я тут преподаю. Причем, сразу удостоилась невероятной чести – деканат доверил мне чтение курса “Компьютерная математика”, который я сама и разрабатываю. Стараюсь оправдать доверие и жду, когда студенты начнут писать обо мне отзывы на сайте www.preps.arptek.ru, где они обсуждают преподавателей.

Беседовала Ольга СМИРНОВА

Из досье “За науку”:

Грязина Елена Николаевна, аспирантка Института проблем управления РАН (специальность “Системный анализ, управление и обработка информации”), 23 года.

2006 июнь – INTAS Summer school on Nonlinear analysis with applications in Economics, Energy and Transportation, University of Bergamo, Италия.

2004 июль – EURO Summer Institute on Optimization and Data Mining, Middle East Technical University, Анкара, Турция.

2003 – 2004 гг. – дополнительная квалификация “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации”.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика