Адрес e-mail:

Борис Константинович Ткаченко - "Наше великое в прошлом?"

опубликовано: 16.06.2008

Наибольшим уважением наша страна пользовалась после Победы в 1945 году - как страна несгибаемого мужества, и в 1961 году - как страна высокого интеллекта, занявшая передовые позиции в ключевых высоких технологиях. 12 апреля стало праздником не только нашей ракетной техники. Полет Гагарина - символ. Весь мир увидел в Гагарине советского человека - доброжелательного, образованного, открытого.

Физтех был на всех передовых рубежах в научных исследованиях по ракетно-космической тематике. Это относится к двигателям и топливам к ним, прочности и динамике конструкций, аэродинамике и теплообмену, управлению и навигации, радиолокации и связи и т. д. Выдающиеся ученые руководили кафедрами соответствующих направлений: академики Н.Н. Семенов, С.А. Христианович, А.А. Дородницын, А.Ю. Ишлинский, А.А. Расплетин, В.Ф. Уткин, Г.И. Петров, Б.В. Раушенбах, В.П. Макеев, Б.Е. Черток, Г.Я. Гуськов, профессора Ю.А. Мозжорин, В.Я. Лихушин, Г.Г. Бубнов... Благодаря их усилиям мы вскоре смогли добиться примерного паритета с США в стратегических вооружениях и приблизиться по степени влияния в мире.

Сейчас США, считая это несуразной гримасой истории, стремятся демонстративно ликвидировать остатки паритета, скорее по форме, в виде противоракетной обороны.

Блестящие научные традиции и высокообразованный народ - это капитал похлеще природных ресурсов, но надо правильно этим распорядиться. Существует расхожее мнение, что наука интернациональна, и мы сохраняем передовые позиции в науке, направляя своих ученых работать по выполнению американских научных программ, или проводя гражданские научные исследования в России под эгидой (контролем) различных зарубежных фондов. Конечно, высокий уровень понимания и умение работать в мировой науке - фактор важный, и физтеховское образование для этого необходимо. Однако развитие мировой науки - одна половина стоящей перед Физтехом задачи. Другая половина - это прикладные научные разработки, переходящие в высокие технологии. На эти темы публикаций не бывает, а выполняемые по контрактам разработки, как правило, являются собственностью Заказчика.

В качестве примера можно привести инерциальные (гироскопические) системы навигации и прицеливания, технологии ракетных и авиационных двигателей, загоризонтная радиолокация, технологии радиолокационной маскировки объектов, технологии обнаружения и слежения за подводными лодками, технологии воздействия на личный состав, специальные программные и логические средства, технические разведывательные средства и сколько угодно еще задач просто в промышленности, медицине, фармакологии, информационных технологиях и т. д.

Здесь главная половина физтеховских задач; оттого, что сегодня нет условий для их выполнения, наши обязательства не исчезают: история ничего не спишет.

Технологии постепенно уходят от Физтеха все дальше. Разве что информационные технологии мы еще принимаем за свои, да и то развернулись с десятилетним опозданием. Если говорить о ракетной технике, то реализованная стратегическая ветвь прошла мимо нас - это Тополь. В этом есть определенная логика, т.к. основные задачи там - инженерные. Собственные научные и технологические задачи на МКС не сформулированы и, само собой, ничем не обеспечены, кроме возможности поучаствовать в экспериментах других.

Не давая ощутимого результата и даже не обещая его, Физтех не будет иметь шансов на нормальное (для него) развитие. Если когда-нибудь у нас и будет государственное финансирование, а не бюджетные брызги, то это будет финасирование под обоснованное научное сопровождение оборонно-прикладной программы. В этой программе, которую мы же сами должны и начать формулировать, должно быть не то, что мы давно уже научились делать в нашем великом прошлом, а то, что еще никто не умеет. В безысходности альтернативой может быть заводская труба, либо массовое доступное и хорошее платное образование. Все это нужно пробовать для выигрыша времени в достижении главной цели.

Не может быть (для нас) главным, как цель, дальнейшее укрепление нашего фундаментального образования. Такой подход является типичной абсолютно правильной и абсолютно не реализуемой декларацией, т.к. для выхода на современный уровень физического и технического образования нужно переоснащение лабораторий современным оборудованием с решением соответствующих кадровых вопросов. Такие деньги выделит нам, конечно, не Минобразования, не Академия и не нынешнее правительство.

Я думаю, что мы в области профилирующего и фундаментального образования являемся одним из самых консервативных вузов. То, что у нас преподают - преподают на высоком уровне. Это и является одной из проблем развития системы образования. Зачем реорганизовывать, искать проблемы, если уровень первоклассный. Проблема не в том - как преподаем, а в том - что преподаем. Отличительная черта Физтеха - отражать в образовании передний край науки: и фундаментальную и прикладную ее часть. Т. е. фундаментальная часть должна отслеживать прикладную и, притом, завтрашнего дня.

Опоздав на двадцать лет с информатикой и на десять лет с экономикой, не будем наступать на грабли в третий раз.

У нас недостаточно ресурсов, чтобы самостоятельно добиться конкурентоспособности во всех ключевых сферах и технологиях. Необходима интеграция, но нужно определить те сферы, где мы можем опираться на собственные силы. Всем, имеющим отношение к науке, известно: прогресс и качественно новые технологии не ограничатся информатикой.

Нет ничего зазорного в обосновании и прогнозировании развития технологий и наиболее активно развивающихся областей с соответствующими требованиями в подготовке кадров. Никакого секрета мы здесь не выдадим, потому что не знаем его. Главный секрет в том, что, не предприняв сегодня мер по подготовке кадров, мы не сможем с необходимой динамикой воспринять проблемы завтрашнего дня.

Физтех может и должен быть поставлен в исключительное положение по следующим причинам:

  1. Уровень преподавателей и студентов очень высокий, по крайней мере достаточно высокий, для того, чтобы решать проблемы науки.

  2. Широта спектра охватывает практически все естественно-научные дисциплины.

  3. Студентов не много, и не следует «ломать голову» о том, куда столько специалистов девать.

  4. Если считать (с запасом), что один студент обходится государству в год в 1500 долларов, то весь Физтех стоит сейчас в год 4.5 млн. долларов. (Напомню, что продажа одного хоккеиста внутри страны имеет типичную стоимость 150 тыс. долларов, при этом стоит вопрос об утроении этой суммы.).

"Размер" Физтеха значительно меньше других вузов и, поэтому, государство может создать передовое звено образования с минимальными затратами. При этом мы уже располагаем материальной базой всех баз.

Исключительное положение должно состоять в переоснащении лабораторий, разработке новых методов преподавания с соответствующим кадровым пополнением, радикальном улучшении социально-бытовой сферы.

Физтех набирал силу под крылом великих: Капицы, Ландау, Семенова... Молодой и здоровый, он решил, в основном, те задачи, которые были перед ним поставлены. Теперь, в пору зрелости, он должен продемонстрировать способность ставить системные задачи и тогда идти в свое великое будущее.

Б. К. ТКАЧЕНКО



Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях