Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

"Клипер" наносит ответный удар


В понедельник, 6 апреля 2009 года стало известно, что победителем конкурса на создание нового российского космического корабля, способного, как заявлялось, доставлять космонавтов не только на орбиту Земли, но и на Луну, стала корпорация "Энергия". Более того, выяснилось, что корпорация планирует, вероятно, использовать технические наработки, оставшиеся от неудавшегося проекта перспективного корабля нового поколения "Клипер".

Сумбурный конкурc


Первые слухи о том, что Роскосмос задумал провести конкурс, появились еще в январе 2009 года. Сначала 21 января в интервью "Российской газете" об этом неожиданно заявил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Он сообщил, что необходимое заседание с потенциальными участниками нового тендера уже состоялось и по его результатам был даже определен предполагаемый облик перспективного российского аппарата. Как конкретно будет выглядеть будущее российской пилотируемой космонавтики и где можно взглянуть хотя бы на его компьютерные модели, впрочем, не сообщалось. Стоит отметить, что о возможном возобновлении конкурса Перминов говорил еще в 2007 году.

О том, что соревнование проектов началось, общественность узнала 5 марта 2009 года от другого важного человека в Роскосмосе - руководителя пилотируемых программ Федерального агентства Алексея Краснова. Кроме этого Краснов раскрыл некоторые тайны будущего проекта. Во-первых, от компании-победителя требовалось представить эскизный проект уже к 2010 году, а начать летные испытания в 2015-м. Во-вторых, в эксплуатацию новый аппарат должен вступить уже в 2018 году, что теоретически позволит, если срок эксплуатации МКС будет продлен, использовать его для доставки людей на орбитальную станцию. Отметим, что заявленная скорость разработки космического корабля превосходит скорость разработки коллективом NASA проекта "Орион" (проект был утвержден в 2006 году, а первые испытания должны состояться в 2015 году).

Чуть позже стало известно, что свои проекты на конкурс представили всего две компании: российская корпорация "Энергия" и Научно-производственный центр имени Хруничева. Об этом сообщало РИА Новости со ссылкой все на того же Краснова. При этом руководитель пилотируемых программ успел добавить, что Роскосмос планирует завершить конкурс достаточно быстро - в пределах одного-двух месяцев. Оказалось, что Федеральное агентство способно справиться с задачей еще быстрее.

Первым о том, что победителя объявят именно 6 апреля, узнало РИА Новости. Соответствующая новость появилась на ленте агентства с утра. Спустя некоторое время, однако, со ссылкой на неназванного представителя Роскосмоса появилась информация о том, что принятие решения по новому кораблю откладывается как минимум до 8 апреля. По словам этого неназванного представителя, "у федерального агентства не было конечного результата". Позже неназванный представитель управления пилотируемых программ заявил все тому же РИА Новости, что конкурс завершился и в нем победила РКК "Энергия". Кроме этого представитель сообщил первые конкретные цифры - цена разработки эскизного проекта нового космического корабля должна составить около 800 миллионов рублей (чуть больше 24 миллионов долларов).

Эти данные были подтверждены Алексеем Красновым, который заявил, что результаты конкурса появятся на сайте Роскосмоса уже во вторник, 7 апреля. Этого, разумеется, не произошло, а в пресс-службе Федерального космического агентства, куда Лента.Ру обратилась за комментариями, заявили, что подобная информация появляется у них в течение 20 дней. Не обнаружилось ничего о победе в столь значимом конкурсе и на сайте корпорации "Энергия". В этой организации заявили, что данной информацией не владеют, а владеющие ею люди в настоящее время находятся (и будут находиться до конца дня) в Центре управления полетами - по счастливому стечению обстоятельств в день написания данного материала на Землю вернулся 18-й экипаж МКС. Вероятно данная информация - очень важная коммерческая тайна. Никаких эскизов или компьютерных моделей нового космического аппарата, разумеется, опубликовано не было.

Авторитетные слухи


Из-за недостатка данных приходится обращаться к менее официальным источникам. Так, сообщение о том, что вероятным победителем нового конкурса станет РКК "Энергия", появились на сайте Анатолия Зака RussianSpaceWeb.com, который сообщил миру о том, что в Роскосмосе проходил конкурс на создание новой ракеты-носителя (об этой истории Лента.Ру подробно писала), еще 3 апреля 2009 года. В распоряжении автора оказалась интересная информация, касающаяся характеристик будущего аппарата, а также некоторое количество компьютерных моделей перспективных разработок (они доступны здесь).

Итак, по данным Зака, предполагается две модификации космического корабля: одна для доставки космонавтов на орбиту, а другая для возможного полета на Луну. Вместительность будущего аппарата должна составить 4-6 человек, а вес - 12 и 16 тонн для околоземной и лунной версии соответственно. Последнее означает, что новый российский корабль будет аналогичен по вместительности американскому "Ориону", а по массе будет превосходить его в полтора-два раза.

Новый корабль должен быть способен на орбитальные полеты вокруг Земли продолжительностью до 30 дней. Предполагается, что аппарат будет в течение длительного времени находиться в пристыкованном состоянии, а также выполнять маневры, на которые способен "Союз". Запускать корабли планируется с космодрома "Восточный", строительство которого должно начаться в 2011-2012 годах. Самым интересным требованием, пожалуй, является многоразовость нового космического аппарата - он должен быть способен минимум на 10 полетов в течение 15-летнего срока службы.

Поучительная история вместо заключения


В 2006 году Федеральное космическое агентство уже объявляло о проведении конкурса на создание нового перспективного российского космического корабля. Тогда в соревновании приняли участие корпорация "Энергия", Научно-производственный центр имени Хруничева, а также Научно-производственное объединение "Молния", все со своими уникальными проектами.

Так, "Молния" представила многоразовый космический корабль МАКС, отличительной особенностью которого являлось то, что ему не нужны были космодромы: в космос он запускался с самолета. Правда, новый аппарат не мог подниматься выше чем на 1000 километров, однако этого должно было быть вполне достаточно для доставки людей и грузов на МКС. Центр имени Хруничева выставил ТКС, что расшифровывается как Транспортный корабль снабжения. Многоразовым у данного аппарата был только возвращаемый отсек. От других конкурентов его отличало то, что ТКС не был просто проектом - он уже проходил летные испытания в 80-х годах прошлого века. Наконец, РКК "Энергия" представила "Клипер" - проект космического корабля, который разрабатывался к тому времени уже шесть лет.

Описанные проекты не устроили Роскосмос, и было принято решение объявить конкурс не удавшимся, а все проекты отправить на доработку. Вскоре после этого Федеральное агентство заявило, что для нового корабля время еще не пришло, тем самым, фактически, закрыв соревнование. При этом специалисты Роскосмоса объявили, что проект нового корабля будет разрабатывать "Энергия", но не одна, а вместе с Европейским космическим агентством (ESA).

В результате концепция "Клипера" претерпела еще одно резкое изменение, и корабль, по требованию европейских партнеров, превратился в "маленький шаттл" - ESA было нужно, чтобы корабль мог садиться на аэродромы. Наконец в 2007 году в "Энергии" сменилось руководство, и проект заморозили, оставив в результате российскую космонавтику без обещанного аппарата.

Отметим, что в 2006 году экономическая ситуация была далека от кризиса, и у правительства имелось достаточно средств для финансирования смелых начинаний. Сейчас ситуация совершенно иная. Хотя Владимир Путин регулярно заявляет о своей поддержке космической отрасли, перспективы нового корабля уже не кажутся такими радужными. Хочется, конечно, верить, что Роскосмос и "Энергия" извлекли урок из своих прошлых ошибок, однако, учитывая сумбурную ситуацию вокруг конкурса, в это верится с трудом.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика