Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Все новости

Поездка на соревнования в Китай, по "свежим" следам.

опубликовано: 15.09.2015

Текст Антона Епихина

Я шёл по коридору - закончились лабораторные работы - и с чувством свободы в груди возвращался домой. «Антон, подойди». Я обернулся и увидел Максима Архипова. «В Китай поехать хочешь?» Так всё и началось...

Этим летом я, Сергей Кузин и Роберт Бабурин были приглашены в столицу Поднебесной, чтобы принять участие в международном студенческом конкурсе по проектированию летательных аппаратов и космической техники. А точнее, нам предложил туда поехать Серохвостов Сергей Владимирович, за что мы ему очень признательны!

Всего в конкурсе приняло участие шестьдесят человек. Тут собрались представители из Америки, Бразилии, Венгрии, Ирландии, Испании, Китая, Пакистана, России, Японии. Заранее, через интернет, мы разбились на команды по четыре человека, двое из которых обязательно должны были быть представителями Китая, и выбирали секцию: либо «Авиация», либо «Космонавтика». Как истинные сыны ФАЛТа мы остановились на первом! Все основные мероприятия проходили на базе Пекинского Аэрокосмического Университета.

Честно говоря, трудно было представить, что именно нас ожидает: то ли это будут небольшие авиационные задачи на смекалку, или же нам придётся клеить бумажные самолётики, по ходу обосновывая выбранное решение аэродинамической компоновки - ведь до начала состязания всё хранилось под покровом тайны... Кое-что мы угадали. Итак, для нас, «авиаторов», основной задачей при проектировании было удовлетворить четырём требованиям «Green Aviation», а именно: «Ultra Quiet», «Ultra Intelligent», «Ultra Clean», «Ultra Economical».

У меня сразу же возникла идея создания небольшого самолёта по схеме тандем. А что? Два крыла одинакового размаха, одно спереди, другое сзади, замыкающиеся в коробку вертикальными килями, очень даже хорошо помогли бы решить несколько промежуточных задач проектирования - увеличение прочности конструкции и, в связи с этим, возможность использования крыльев с большим удлинением. Последнее способствует улучшению аэродинамического качества. Вертикальные кили позволяют снизить индуктивное сопротивление.

Был один забавный момент. На моей схеме переднее крыло находилось ниже, чем заднее. Со стороны выглядело очень даже симпатично! Ведь говорят, что красивые самолёты красиво летают. Я показал её Сергею... и услышал глубокий вздох: «не пойдёт, плохо полетит». «Ты не учёл аэродинамическое затенение заднего крыла передним на больших углах атаки. Давай-ка, брат, перерисуй так, чтобы переднее было сверху, а заднее - снизу». Вот так я познакомился с этим новым для меня явлением и ещё раз восхитился способностью Сергея сразу видеть суть дела, его познаниями.

Также, возникла мысль использования двух электрических двигателей для силовой установки, а топливные элементы - в качестве батарей. «Вёслами для нашей лодки» послужила бы пара изящной формы винтов в кольце.

Что же касается «мозга» нашего летательного аппарата (ЛА), то, помимо известных GPS навигаторов и прочих устройств, помогающих в управлении самолётом, мы решили создать систему контроля и диагностики всех силовых узлов и элементов конструкции. Что это означает? В бортовой компьютер ЛА загружается полная виртуальная модель своей конструкции, которая интегрируется с настоящей при помощи так называемых тензорезисторов. Эти датчики наклеиваются на лонжероны, нервюры, шпангоуты, стрингера и т.д., чтобы сообщать системе обо всех деформациях, которые испытывает самолёт во время полёта. На мониторе лётчик видит цветную 3D-картинку. Если всё хорошо, то она имеет различные оттенки зелёного. Как только деформация начинает превышать допустимые нормы, картинка показывает, в каком именно месте происходят неполадки сначала жёлтым, а затем красным цветом. Помимо этого, существует обратная связь, которая приводит систему в норму. Например, нежелательные колебания консолей крыла тут же гасятся автоматическим демпфером. Многое из сказанного, наверное, уже давно существует, но мы об этом не знали, а потому не переставали наслаждаться нашими идеями!

Следующим этапом для нас было теоретическое обоснование всего выше сказанного. Как мы позже почувствовали, заниматься подобными вещами в такие сжатые сроки крайне опасно! От нас скорее требовались идеи и небольшие оценки, чем науку и анализ. Но что тут поделать: два физтеха в команде и ещё два очень трудолюбивых и умных инженера из Поднебесной не могут необоснованно предлагать какие-либо идеи. Нужно было, нужно! Сергей занялся аэродинамической компоновкой, я - расчётом необходимых скоростей полёта и мощности силовой установки при заданных параметрах взлётного веса (что тоже пришлось оценивать), дальности полёта и времени пути. Наши коллеги из Китая проектировали на компьютере электрические схемы для системы контроля.

В итоге у нас получился хорошенький и симпатичный четырёхместный самолёт бизнес класса для перелёта на дистанции до 1500 км. Мы назвали его «Дельфин».

1111.jpg

Команда Роберта Бабурина спроектировала пассажирский авиалайнер с замкнутым в виде овала крылом. Было ещё очень много интересных проектов! Например, американец Майкл со своей группой занялся разработкой взлётно-посадочной полосы, вырабатывающей электричество во время руления по ней самолёта. Оказывается, можно было не только заниматься концептом ЛА! Другая группа выступила с идеей использования плазменных экранов на крыле (подобных телевизионным) для уменьшения интенсивности сходящих вихрей. Чудеса!

После напряженной и усердной работы нас ждали прекрасные дни экскурсий и отдыха! Мы побывали на Великой Китайской Стене, в Олимпийском Парке, на площади Тяньаньмэнь, и в Запретном Городе - древней резиденции всех императоров Китая и их семей.

Но самое главное - мы завели новых друзей, с которыми поддерживаем связь, и получили огромный опыт работы в команде!

Мы выражаем глубокую благодарность Александру Михайловичу Кузнецову за помощь в приобретении билетов. А также Серохвостову Сергею Владимировичу и Архипову Максиму Евгеньевичу за предложение участия, поддержку и руководство! Огромное Вам спасибо!!!

 

Ранее мы уже публиковали дипломы, которые получили ребята на соревнованиях.                                                                      

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика