Адрес e-mail:

Кафедра газовой динамики, горения и теплообмена (ЦИАМ)

 

 

 

 

 

logo-large

Базовое предприятие:  Государственный Научный Центр Российской Федерации Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Центральный Институт Авиационного Моторостроение Имени П.И. Баранова»

ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова"

Заведующий кафедрой:  Скибин Владимир Алексеевич

Зам. заведующего кафедрой:  Копченов Валерий Игоревич

Секретарь кафедры: Андреева Лариса Сергеевна

История кафедры

Кафедра МФТИ была открыта в ЦИАМ в 1952 году еще до возникновения ФАЛТ при аэромеханическом факультете МФТИ. Первым её руководителем с 1952 по 1963 год был крупный специалист в области двигателей Александр Александрович Лакштовский. Далее кафедрой руководили в разное время известные ученые Георгий Петрович Свищев с 1963 по 1967 год, Горимир Горимирович Черный с 1967 по 1971 год, Сергей Михайлович Шляхтенко с 1971 года по 1982 год, Донат Алексеевич Огородников с 1982 по 1999 год. C 2000 года кафедрой «Газовая динамика, горение и теплообмен» заведует доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, в настоящее время научный руководитель ЦИАМ В.А. Скибин.

Г.Г. Черный Особенно заметный вклад в становление кафедры, в нахождение оптимального набора современных курсов, которые на ней читаются, внес выдающийся ученый в области механики жидкости, газа и плазмы академик Г.Г. Черный. Начало работы кафедры связано с именами известных учёных Р.С. Кинасошвили, К.В. Холщевникова, И.А. Биргера, С.И. Гинзбурга, О.Н. Фаворского. Г.М. БАМ-Зеликовича, Ю.Ф. Дитякина, Б.Н. Жесткова, Л.Е. Ольштейна, В.Р. Кузнецова и др. Значительную роль в работе кафедры сыграл видный ученый, основатель теории турбулентных струй Г.Н. Абрамович. Много сделали для успешной работы кафедры Л.И. Соркин и А.Н. Секундов, каждый из которых более 20 лет исполнял обязанности заместителя заведующего кафедрой.

 

Некоторое время, с 1973 по 1987 год, при ЦИАМ для подготовки специалистов для НПО «Союз» работала еще одна кафедра ФАЛТ МФТИ «САПР авиационного двигателя», которую возглавлял специалист в области физико-технических проблем энергетики академик Олег Николаевич Фаворский. В дальнейшем эта специализация была включена в учебный план кафедры «Газовая динамика, горение и теплообмен». В течение ряда лет О.Н. Фаворский читал курс лекций по теории воздушно-реактивных двигателей студентам кафедры.  В настоящее время О.Н. Фаворский принимает активное участие в деятельности кафедры.

 

В настоящее время к преподаванию и руководству научно-исследовательской работой студентов ФАЛТ МФТИ привлекаются ведущие специалисты ЦИАМ ? академик РАН, 11 докторов наук и 12 кандидатов наук. В формирование современного содержания базового цикла и направлений специализации на кафедре решающий вклад внесли д.ф.-м.н., профессор, академик РАЕН А.Н. Крайко, д.ф.-м.н., профессор, академик РАЕН А.Б. Ватажин, д.т.н., профессор А.Н. Секундов, д.т.н., профессор С.Ю. Крашенинников. Этот базовый цикл включает теоретическую и физическую газовую динамику, численные методы, теорию турбулентности, физико-химическую кинетику и теорию горения. Важной составляющей учебного процесса являются лабораторные работы, направленные на освоение техники и методики проведения современного аэрофизического эксперимента и испытаний двигателя и его узлов. Учебный процесс на кафедре, а также направления подготовки совершенствуются с учетом требований отрасли и тенденций развития авиации. Научный потенциал ЦИАМ и кафедры позволяют также проводить целевую подготовку специалистов для предприятий отрасли.

Кафедра готовит специалистов по следующим направлениям:

Бакалавры: 

  • основы газовой динамики
  • основные принципы программирования и компьютерного моделирования
  • методы измерений при испытании узлов авиационного двигателя

Магистры:

  • теоретическая и физическая газовая динамика
  • моделирование сложных энергетических устройств
  • статистическая теория турбулентности и современные модели турбулентности
  • теория горения, основы физико-химической кинетики и образование наноструктур
  • теплопередача в элементах воздушно-реактивных двигателей
  • теория силовых и энергетических установок
  • моделирование рабочего процесса в силовых установках для летательных аппаратов, предназначенных для больших сверхзвуковых скоростей полета
  • моделирование рабочего процесса в импульсных детонационных двигателях
  • аэроакустика элементов двигателя и струйных течений
  • физико-химические процессы в проблеме образования и эмиссии вредных веществ из авиационных двигателей и воздействия авиации на атмосферные процессы
  • методы измерения газодинамических и теплофизических характеристик
  • нелинейные математические модели деформируемого твердого тела применительно к расчету деталей и узлов газотурбинного двигателя
  • многодисциплинарное моделирование при проектировании деталей и узлов газотурбинного двигателя
  • информационные технологии на этапе проектирования и разработки авиационных двигателей.

Программа Государственного квалификационного экзамена по дисциплине Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов

Об институте

ЦИАМ им. П.И. Баранова — единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и разработки в области авиадвигателестроения — от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, — а также научного сопровождения их эксплуатации по надежности и отказам.Практически все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии Института и проходили доводку на наших стендах. Институт определяет облик двигателей, направления совершенствования их узлов, обеспечивает создание конструкторско-технологического задела для элементов и узлов двигателей с высоким уровнем параметров, в том числе на основе применения принципиально новых материалов и технологических процессов. 
turaevo2347В настоящее время в Институте работают 2 академика РАН, 42 доктора и 215 кандидатов наук.Рядом с Москвой находится филиал ЦИАМ — уникальный комплекс стендов с суммарной электрической мощностью установленного оборудования 750 МВт, обеспечивающий при испытаниях имитацию высотно-скоростных условий полета в диапазоне высот 0 - 27 км, числа Маха 0 - 4 для ВРД тягой до 25 тс и для крупномасштабных моделей ГПВРД числа Маха до 7. 
 

Контактная информация

Телефон: (499) 763-6198

E-Mail:  ciam@falt.ru

Сайт:  http://falt.ru/ru/kafedry/ciam

 
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2023 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Антитеррористическая безопасность

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях