Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Экологические проблемы в авиации

Цели и задачи

Целью курса является знакомство студентов с проблемой авиационного шума как общей экологической проблемой. Одной из главных задач курса является анализ воздействия гражданской авиации на окружающую среду и изучение структуры международной системы защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия авиации.

Разделы

  1. Введение. Воздействие деятельности человечества на окружающую среду планеты. Экология как система физических, химических и психологических факторов жизни современного человека. Актуальные проблемы охраны окружающей среды. Изменение климата Земли. Роль авиации в проблеме воздействия на окружающую среду.
  2. Факторы неблагоприятного воздействия авиации на окружающую среду. Источники воздействия. Физические факторы воздействия (шум, звуковой удар). Химические факторы воздействия (выбросы загрязняющих веществ авиадвигателями). Влияние самолетов на озоновый слой в верхних слоях атмосферы.
  3. Международные организации и соглашения по охране окружающей среды. ООН. Комиссии по охране окружающей среды. Киотское соглашение. ИКАО. Приложение 16 к Чикагской конвенции о гражданской авиации.
  4. Загрязнение окружающей среды при эксплуатации авиационной техники. Основные источники выбросов загрязняющих веществ. Механизмы образования продуктов неполного сгорания, оксидов азота при работе авиационных двигателей. Нормирование выбросов загрязняющих веществ газотурбинных двигателей. Ужесточение требований. Соответствие отечественных и зарубежных авиационных двигателей нормами ИКАО. Неблагоприятные последствия загрязнения верхних слоев атмосферы. Проблема разрушения озонового слоя.
  5. Шум гражданских летательных аппаратов. Психофизиологические особенности восприятия шума человеком. Звук, шум, единицы измерения. Реакция человека на звуки различного спектра, импульсные и продолжительные шумы. Разборчивость речи в условиях действия шума. Шум летательных аппаратов на местности. Нормирование на местности шума самолетов и вертолетов. Ужесточение требований. Соответствие отечественных и зарубежных самолетов и вертолетов нормами ИКАО. Сбалансированный подход к проблеме снижения шумового воздействия. Ограничения по шуму в местных национальных аэропортах. Звуковой удар сверхзвукового самолета. Шум в салоне летательных аппаратов. Национальные нормы шума в пассажирском салоне и в кабине экипажа самолетов и вертолетов. Акустические характеристики шума отечественных и зарубежных аппаратов.

В результате освоения дисциплины «Экологические проблемы в авиации» студент должен:

Знать основные факторы неблагоприятного воздействия авиации на окружающую среду. Знать структуру международной системы охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия авиации. Ориентироваться в соответствующих нормативных документах. Владеть принципами нормирования шума гражданских ЛА на местности и в салоне, уметь пользоваться соответствующими нормативными документами.

Рекомендуемая литература

  1. Авиационная акустика. Часть 1. Под ред. Мунина А.Г. М.: Машиностроение, 1986.
  2. Авиационная акустика. Часть 2. Под ред. Мунина А.Г. М.: Машиностроение, 1986.
  3. Кузнецов B.C. Медико-биологические аспекты проблемы шума в авиации. В сб. «Пленарные доклады на VI научно-технической конференции по авиационной акустике», ЦАГИ, 1979.
  4. ИКАО. Международные стандарты и рекомендуемая практика, «Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т. I, «Авиационный шум», т. II Эмиссия авиационных двигателей.

 Дополнительная литература

  1. Доклады «Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР)», 2007-2011гг.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика