Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

История кафедры

Становление кафедры началось с курса "Оптимальное проектирование", который подготовил и начал читать в 1965 г. на кафедре "Механика полета" Л.М. Шкадов. В связи с широким развитием вычислительной техники и работ по автоматизации проектирования эта тематика была расширена, а с 1975г. официально появилась специальность "Автоматизация проектирования". Основу нового базового цикла составили лекции по "Методике и технике автоматизированного проектирования", "Теоретическим основам конструирования" и "Расчету аэродинамических характеристик в САПР". Уже в первые годы существования специальность стала популярной у студентов; привлекала современность задач и широкое использование вычислительной техники.

В начале августа 1983 г. приказом ректора МФТИ О.М. Белоцерковского специальность была преобразована в кафедру "Летательная техника". Основной целью создания кафедры являлось ускорение внедрения систем автоматизированного проектирования летательной техники и подготовки высококвалифицированных специалистов для НИИ и ОКБ авиационной промышленности в области проектирования и исследования перспектив развития авиационной техники. В качестве базовой организации утвержден Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Заведующим кафедрой был назначен профессор Шкадов Леонид Михайлович, занимавший в то время пост заместителя министра авиационной промышленности СССР и являвшийся одновременно начальником научно-исследовательского отделения 10 (НИО-10) ЦАГИ. На новую кафедру для обучения были переведены студенты 3, 4 и 5 курсов, проходившие подготовку по специальности САПР на кафедре «Механика полета». Был также разрешен перевод на кафедру "Летательная техника" (ЛТ) студентов с других кафедр факультета.

Основным направлением деятельности НИО-10 ЦАГИ является системное исследование перспектив развития авиационной и авиационно-космической техники. Из сотрудников НИО-10 и был сформирован преподавательский состав кафедры ЛТ, которому необходимо было в короткие сроки к началу нового 1983/84 г. сформировать и представить на утверждение учебный план базового цикла обучения, программы лекционных курсов и семинарских занятий. Вместе с Л.М. Шкадовым у истоков рождения кафедры ЛТ стояли такие ученые, как Н.Н. Глушков, Б.Х. Давидсон, В.Е. Денисов, В.К. Исаев, Д.П. Кротков, В.В. Лазарев, В.П. Плохих.

Перед специалистами, занимающимися проектированием и формированием концепций новых поколений летательных аппаратов, стоят разнообразные задачи, которые не имеют решения в рамках какого-либо одного направления авиационной науки. Их решение требует новых технических подходов, основанных на глубоком научном анализе с использованием как традиционных научных дисциплин, так и передовых достижений в смежных областях. Комплексное использование результатов различных научно-технических дисциплин, современных методов анализа характеристик летательных аппаратов, реализуемых в виде программ для ЭВМ, требует научного подхода к созданию программных комплексов и систем автоматизированного проектирования.

Учебный цикл кафедры сформировался, в основном, в 1983-87 гг. В то же время, в зависимости от расширения спектра задач, решаемых с помощью летательных аппаратов различных типов, учебные курсы кафедры претерпевали необходимые изменения. Так, например, в связи с возрастанием интереса к проблеме заметности летательных аппаратов возникла необходимость при формировании аэродинамической схемы и обводов учитывать особенности взаимодействия летательного аппарата с потоком электромагнитных волн.

В разное время на кафедре ЛТ читали лекции такие ученые, как В.И. Бабкин, С.А. Важенин, А.П. Гальцев, Ю.Н. Желнин, В.Ф. Илларионов, В.А. Каргопольцев, М.А. Монин, В.В. Скипенко, А.В. Смирнов.

Организацию формирования учебных планов и решение текущих задач работы кафедры осуществляли в соответствующие периоды заместители заведующего кафедрой Б.Х. Давидсон и А.В. Шустов. Подготовку необходимой в ходе работы кафедры документации проводили секретари кафедры А.Г. Головастикова и Л.П. Титоренко.

Большинство студентов кафедры 4 - 6-х курсов и аспиранты участвуют в выполнении научных работ. Они являются соавторами научно-технических отчетов и статей, участвуют в научных семинарах и конференциях. На протяжении ряда лет в рамках ежегодной научной конференции МФТИ активно работает организованная кафедрой ЛТ Секция «Перспективы развития летательных аппаратов».

В 2004 г. на кафедре впервые был проведен комплекс научно-исследовательских теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование научно-технического задела для создания миниатюрных летательных аппаратов. Работы осуществлялись в рамках гранта Министерства образования и Министерства обороны Российской Федерации с привлечением специалистов МФТИ, ЦАГИ и студентов ФАЛТ. Грант был успешно завершен созданием летающего экспериментального варианта миниатюрного летательного аппарата.

За 22 года работы кафедра выпустила свыше 120 специалистов. Уровень подготовки и специализация соответствуют потребностям предприятий, ведущих исследования и разработки в авиационной и авиационно-космической науке и технике. Научный рост выпускников кафедры, работающих в авиационной отрасли, как правило, опережает рост выпускников других ВУЗов (количество научно-технических отчетов и статей, продвижение по должностям и т.д.).

В настоящее время учебно-педагогическую работу на кафедре проводят А.Л. Болсуновский, В.Д. Вермель, Б.Х. Давидсон, В.Е. Денисов, А.В. Кажан, В.Г. Кажан, В.В. Клочков, В.В. Лазарев, В.И. Маврицкий, С.В. Серохвостов (заместитель заведующего кафедрой), Л.Л. Теперин, Л.П. Титоренко (секретарь кафедры), А.Ю. Уджуху, А.В. Шустов (заведующий кафедрой). Большая часть преподавателей кафедры являются докторами и кандидатами наук.

            Специалисты, которых выпускает кафедра, работают в уникальном научном направлении - исследование перспектив развития авиации. Оно включает:
- Перспективы развития дозвуковых пассажирских самолетов, транспортных самолетов, сверхзвуковых административных самолетов, гиперзвуковых технологий;
- Новое поколение военной авиации;
- Развитие авиационно-космических систем;
- Роботизация авиационной техники. Беспилотные летательные аппараты;
- Перспективы развития вертолетов.

Это не просто интеграция всех разделов аэромеханики, но и собственная достаточно сложная методология научного прогноза. Необходимость прогноза определяется динамизмом развития общества, изменением жизненного уровня, развитием мирового хозяйства и эволюцией других факторов, которые влияют на главный показатель - потенциальный пассажиропоток, для обеспечения которого необходимо разрабатывать и строить новые самолеты. Самолет разрабатывается 5-7 лет, эксплуатируется - более 20 лет, поэтому прогноз должен быть сделан на достаточно длительный период.

Кроме потребностей в перевозках необходимо прогнозировать совершенствование технического уровня планера, двигателей, оборудования и других компонентов, от которых зависит будущее проектируемого самолета. Это также сложная и ответственная задача, которая на практике решается совместно выпускниками нашей кафедры и специалистами по конкретным направлениям. Нужно предвидеть появление новых технических решений, обеспечивающих «прорыв» в соответствующих областях авиационной науки.

За последние годы в учебный процесс на кафедре введены такие новые курсы, как «Экология авиационного транспорта», «Математические методы в анализе и прогнозировании», «Особенности реализации полета беспилотных летательных аппаратов».

            Где работают наши специалисты? Большинство - в отделении исследования перспектив развития авиации ЦАГИ (НИО-10). Но есть наши выпускники в ОКБ, других НИИ авиационной промышленности, а также в организациях Министерства Обороны. Где бы они ни работали, их везде отличает умение адаптироваться к любой обстановке, способность решить любую задачу.



Как все начиналось...





Неполный состав кафедры, 2005 г.




Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика