Адрес e-mail:

О подразделении. МФТИ в Жуковском: Frequently Asked Questions




Это страница об институте аэромеханики и летательной техники — ИАЛТ МФТИ — кампусе Физтеха в г. Жуковский. До 2021 года — УНИЦ АЛТ (учебный и научно исследовательский центр по аэромеханике и летательной технике). С 1965 по 2019 — ФАЛТ (факультет аэромеханики и летательной техники).

Как появился ИАЛТ и почему он находится в Жуковском?


ИАЛТ — в прошлом ФАЛТ — наследник одного из первых факультетов Физтеха — Аэромеха. В тяжелые времена Холодной войны страна остро нуждалась в современной авиации. Наукоемкой отрасли требовались молодые умы с высоким уровнем технической и теоретической подготовки. Стало очевидно, что невозможно воспитать сильные кадры удаленно от научных центров. Поэтому важным шагом в развитии системы Физтеха была организация отдельного факультета в городе Жуковский, вблизи основных центров авиационной науки: ЦАГИ, ЦИАМ с его испытательной базой в Тураево, и ЛИИ, на аэродроме которого базировались филиалы ведущих опытно-конструкторских бюро. Важность государственных задач, для которых создавался факультет, способствовала успешному его развитию, несмотря на удаленность от Долгопрудного.



Бояться расстояния между Жуковским и Долгопрудным однозначно не стоит:
- Чем дальше от факультета вы проживаете, тем больше вероятность получить место в новом общежитии, где ремонт был сделан в 2015 году;
- Удалённость от «метрополии» формирует среди студентов и преподавателей особую обстановку сплоченности, дружбы и взаимовыручки;
- Близость к ведущим авиационным предприятиям позволяет беспрепятственно совмещать учебу с работой в наукоемкой отрасли.



Чем занимаются в ИАЛТ?


Современный самолет — это тугой узел из cложных технических систем: систем управления и жизнеобеспечения, бортовой электроники, высокотехнологичного корпуса, силовой установки… В авиационных и космических аппаратах всегда применялись самые современные технологии своего времени. Поэтому профессия ученого-авиатора — уникальна. Если существует отрасль, позволяющая человеку абсолютный максимум технического творчества, вполне возможно, это именно авиация.


Институт аэромеханики и летательной техники выполняет научно-исследовательские работы по заказу крупнейших российских предприятий и компаний, в том числе, ФГУП «ЦАГИ», ПАО «НПО „Алмаз“», ФГУП «ЦИАМ», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «ЛИИ им. Громова» и другие. Этим обусловлен широчайший спектр научных направлений: теоретическая аэрогидромеханика, компьютерное моделирование течений газа и жидкости (моделирование обтекания перспективных летательных аппаратов, сложных атмосферных течений, перспективных аэродинамических труб), прочностные исследования (компьютерное моделирование и экспериментальные исследования прочности материалов, в том числе композитных), разработка программного обеспечения и средств визуализации (для пилотажных стендов, радиолокационных систем и т.д.), моделирование физических процессов, протекающих в авиационных и ракетных двигателях, исследования и разработка беспилотных аппаратов и т.д.


В данный момент научная деятельность в ИАЛТе демонстрирует рост. Увеличивается количество и сложность исследований, количество штатных сотрудников, количество студентов, вовлеченных в научную работу.



Как проходит обучение?


В первые годы обучения студенты получают базовые знания – изучают предметы институтского цикла: знакомятся с различными разделами физики и математики, основами аэромеханики и газовой динамики, чтобы на старших курсах свободно владеть всеми понятиями, необходимыми для подробного изучения специальных предметов и успешной работы на базовом предприятии. Не стоит забывать и о языках: английский является обязательным. Чем выше исходный уровень ваших знаний (начинающий, промежуточный или продолжающий), тем скорее станет возможным изучать второй язык.


На третьем году обучения студентам начинают читать спец.курсы: их набор зависит от выбора кафедры, где учащийся будет получать специальность. Распределение по кафедрам происходит в конце второго курса, по итогам сданных сессий: к сожалению, количество мест ограничено и мнение ребят, показавшие наилучшие результаты, имеет больший вес. Всего в ИАЛТе 8 выпускающих кафедр:
- компьютерного моделирования;
- теоретической и прикладной аэрогидромеханики;
- аэрофизического и лётного эксперимента;
- прочности летательных аппаратов;
- физики полёта;
- специальных летательных аппаратов и авиационных информационно-измерительных систем;
- газовой динамики, горения и теплообмена;
- технологий проектирования сложных технических систем.



Начиная с четвёртого курса, студенты имеют возможность трудустройства на базовом предприятии, курирующем кафедру: чтобы научная работа не мешала учёбе, а гармонично дополняла её, первая часть учебной недели посвящена занятиям на факультете, вторая – посещению «базы», два базовых дня. На 5 и 6 курсе количество базовых дней увеличивается. На основе проделанной работы, под наблюдением научного руководителя, пишутся научно-исследовательские работы – дипломы и статьи для разнообразных конференций, в том числе и зарубежных.



Остаётся ли время на что-то, кроме учёбы и работы? Чем занимаются студенты в свободное время?


Кому-то учёба даётся сложнее, кому-то легче. Но всё-таки основная масса студентов принимает активное участие в спортивной, культурной и общественной жизни факультета:
- К вашим услугам всевозможные спортивные секции: на факультете 2 спортивных зала. В большом – все условия для игр в баскетбол, волейбол, футбол и занятий самбо, новый скалодром (подарок выпускников факульта), даже проходят испытания управляемых моделей самолётов, сделанных студентами! В малом – снаряды для гимнастики, настольного тенниса и бокса, функционирует танцевальная секция. Хоккей, чирлидинг, историческое моделирование.. Перечислять можно до бесконечности, а если вдруг вы не смогли выбрать что-то себе по душе, всегда можно попробовать организовать свою секцию, заручившись поддержкой единомышленников.
- Насладиться свободным падением и последующим мягким приземлением можно на парашютной секции.
- Действуют 2 киноклуба, клуб настольных игр, шахматный клуб, клуб решения кейсов, английский клуб, где ребята за чаепитием оттачивают навыки общения на английском в непринуждённой обстановке и многие другие кружки по интересам.
- Самое важное в общественной жизни факультета – Студсовет. Группа активных студентов непрерывно работает над организацией концертов (а их очень много: в том числе и конкурс песен на иностранных языках), дней открытых дверей, координацией и улучшением всего того, что этого требует. Именно сюда обращаются студенты со всеми вопросами и проблемами, а также предложениями по их исправлению, именно Студсовет является связующим звеном между администрацией и студенчеством.


Конечно, даже несмотря на такое разнообразие возможностей провести своё свободное время, не стоит забывать об учёбе: успешная сдача сессии зависит, в том числе и от качества работы над заданиями на протяжении семестра.



Как подготовиться к поступлению?


Время не стоит на месте, и ИАЛТ продолжает двигаться вперед, выпуская компетентных специалистов. В 2015-м году институт торжественно перешагнул полувековой юбилей, за время своего существования воспитав более 3200 выпускников, нашедших себя в самых разных областях: от разработки бортовой авионики до фундаментальных исследований; некоторые, став успешными бизнесменами, оказывают неоценимую помощь институту. Итог один – чем бы не занимались фалты, они неизменно достигают успеха. Впрочем, всё больше и больше молодых специалистов предпочитают оставаться в авиационной отрасли, что не может не радовать. ИАЛТ сегодня – это 150 преподавателей, из которых 60 кандидатов наук, 30 докторов и 10 членкоров РАН и 350 талантливых студентов.




Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях