Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Корпоративный портал МФТИ

Предвыборная программа 
по развитию Факультета проблем физики и энергетики МФТИ на 2015–2020 годы 
кандидата на должность декана 
Струминского Алексея Борисовича.


Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать.
(П.Л. Капица)

  
Факультет проблем физики и энергетики (ФПФЭ) МФТИ создан для подготовки широко образованных специалистов высшей квалификации по самым перспективным направлениям фундаментальной и прикладной физики. В настоящее время основная задача решается удовлетворительно, эффективность факультета достаточно низка. Статистика последних десяти лет показывает, что из 8–9 студентов, распределенных на базовую кафедру на первом курсе, только 2–3 человека продолжают научную карьеру по специальности, остаются работать в базовой организации. Это количество, 2–3 человека, отражает современное отношение к физике и науке вообще в нашем обществе, да и во всем мире. Реально перед базовыми кафедрами должна быть поставлена цель — подготовка одного человека, конкурентоспособного на мировом рынке научного труда, действительно специалиста высшей научной квалификации, в год.

Основная рабочая лошадь мировой науки — это постдок, поэтому для достижения поставленной цели необходимо решить на базовых кафедрах две задачи: 1) защита одного выпускника, соответствующего мировым стандартам, каждый год; и 2) наличие связки научный руководитель-аспирант-студент каждый год для обеспечения преемственности. Наличие двух-трех таких работоспособных связок (макро-шеф, микро-шеф и студент) в течение трех лет, типичный срок научных грантов, соответствует минимуму студентов на базовой кафедре, наличию 6–9 активных научных руководителей в базовой организации, способных поставить задачу на мировом уровне развития науки. Если решить две поставленные задачи на всех базовых кафедрах ФПФЭ, то факультет внесет весомый вклад в программу «5 – 100» При этом автоматически будут решены все тактические задачи — увеличение публикационной активности студентов, аспирантов и преподавателей, цитируемости их публикаций, узнаваемости МФТИ в мире.

Достойная кандидатская диссертация мирового уровня должна основываться на 4–5 публикациях в рецензируемых журналах, а чтобы диссертант был узнаваем в своей мировой среде, то 1–2 из них должны быть в международных журналах с высоким импакт-фактором. Каждая из этих 4–5 публикаций должна быть опробована, по крайней мере, на одной всероссийской и одной международной конференции. В настоящее время на ФПФЭ 14 базовых кафедр, то есть одна защита в год на одной базовой кафедре даст 14 публикаций мирового уровня, 42 публикации в журналах ВАК и около 100 выступлений в год на конференциях. Необходимо наладить механизм конкурсного участия студентов и аспирантов факультета в оплате публикаций в ведущих международных журналах, получении финансирования для стажировок, участия в конференциях и научных школах.

Потенциальный соискатель кандидатской степени в 2020 году будет защищать бакалаврский диплом в 2015, и для его дальнейшей подготовки нужно поддерживать и развивать магистерские и аспирантские программы. Для обеспечения преемственности, по крайней мере, до 2025 года надо поддерживать и развивать бакалаврские программы, обеспечить приток новой талантливой молодежи. Таким образом, решение поставленных задач требует внимательного отношения ко всем циклам обучения в МФТИ (институтскому, факультетскому и базовому), работе со школьниками — будущими абитуриентами МФТИ. Здесь чрезвычайно важной представляется оптимизация программ, исключение повторов для обеспечения непрерывности и планомерности образования. В случае своего избрания на пост декана я планирую провести сверку всех учебных программ в первый год работы и разработать пути их оптимизации. Коротко остановимся на задачах каждого этапа обучения и отбора студентов.

Базовый цикл. Решение о выборе научной карьеры принимается студентами на 3–4 курсе, а выбравшие другой путь зачастую рассматривают обучение в магистратуре и аспирантуре как дешевый вариант решения жилищных проблем. Для минимизации эффекта «посторонних» людей необходимо организовать действительно конкурсный отбор в магистратуру и аспирантуру по тематике базовых кафедр. Конкурсный отбор можно организовать двумя путями. Во-первых, можно сокращать прием, например, в соотношении 1:1.5:2 на этапах перехода к написанию бакалаврских и магистерских работ. Во-вторых, можно оставлять набор постоянным, но привлекать для участия в конкурсе заинтересованных студентов других факультетов МФТИ и других вузов. Для магистратуры очень важно пересечение кафедр с кафедрами других вузов (если они есть в базовом институте). Это должна быть унификация курсов, реклама Физтеха среди других вузов, что полезно для набора студентов сторонних учреждений в магистратуру. Нужно организовать набор иностранных студентов, в частности, студентов государств-участников СНГ. У многих институтов есть тесные связи с научными организациями СНГ, которыми следует пользоваться для поиска магистрантов и аспирантов.

Выше была поставлена цель подготовки немногочисленной научной элиты, для других оставшихся студентов нужно предоставлять больше информации о возможностях будущего трудоустройства как в базовых, так и в коммерческих организациях, где будут востребованы конкретные навыки и знания, полученные за время обучения на Физтехе. Это может быть организовано в форме новых курсов по выбору, носящих прикладной характер.

Исторически сложилось, что ФПФЭ фактически объединяет научные институты юго-запада Москвы, расположенные вдоль Старого Калужского шоссе. Факультет создавался для удовлетворения потребностей Троицкого научного центра, который бурно развивался в 70-е годы прошлого века. Сейчас на факультете существует 14 выпускающих кафедр, из них 12 расположены в Москве, одна расположена в Сарове, а другая — в Киеве. Мне кажется, что в настоящее время у нас нет честного ответа на вопрос, сколько человек готов принять и обеспечить тот или иной базовый институт. Я планирую получить ответ на этот вопрос к концу первого года своей работы деканом, а далее распределять студентов по реальным возможностям базовых институтов. Критерием работоспособности базовых кафедр в 2020 году должно быть достижение поставленной цели — обеспечение защит мирового уровня выпускниками факультета. Необходима унификация стандартов выпускающих кафедр к читаемым курсам, бакалаврским и магистерским работам, чтобы обучение на различных кафедрах требовало примерно одинакового количества усилий и затрачиваемого времени. Преподаватели-совместители базовых кафедр, предлагающие современные научные задачи, активно работающие со студентами, читающие интересные и обновляющиеся курсы лекций, должны получать достойную заработную плату в кассе МФТИ.

Возможность выбора базовой кафедры студентами я предлагаю сделать многократной. Это заведомо не должно происходить на этапе собеседования абитуриентов. В конце второго или в начале третьего курса студенты могут проявить свой интерес к той или иной кафедре, например, подготовив вопрос по выбору для госа по физике. Выбор кафедры для выполнения бакалаврской работы необходимо фиксировать в начале весеннего семестра 3-го курса перед чтением первых базовых курсов. Третий «Юрьев день» должен быть после защиты бакалаврского диплома, на этапе поступления в магистратуру.

Факультетский цикл. ФПФЭ долгое время был единственным факультетом МФТИ, имеющим собственную базу в Москве (монополия была нарушена ФИВТ и ФНБИК). Там силами кафедры прикладной физики проводятся занятия факультетского цикла. В последние годы произошло значительное обновление лабораторных работ 3-го курса, чего нельзя сказать о лекционном курсе. В идеале каждая базовая кафедра физической направленности должна быть представлена 2–3 лабораторными работами, проводящимися под руководством сотрудников базовых институтов. После очередного урезания программы по общей физике в пятом семестре кажется странным отсутствие курса по ядерной физике, который отдельной строкой входит в расписание студентов физфака МГУ. Курс по аэро- и гидродинамике, который ранее читался Ю.Г. Красниковым, так и не возобновился. Эти два курса видятся необходимыми для представителей не только плазменных и астрофизических специальностей. Определенный интерес могут вызвать курсы по современным математическим методам, таким как дробное дифференцирование, топология, теория групп и их приложения в физике. Все эти курсы надо вводить в рамках бакалавриата, поскольку в магистратуре студенты больше занимаются научной работой. Со стороны складываются странные впечатления о курсе «Стохастические процессы», ставшем уже легендой у студентов ФПФЭ, но запомнившимся им только очередью в 90 человек на сдачу экзамена к одному человеку.

В настоящее время московским корпусом ФПФЭ считается один из вспомогательных корпусов ИКИ РАН — «Стекляшка». Такое расположение, вблизи от общежития в Зюзино и примерно на равном удалении от других «баз» факультета, удобно для студентов и для преподавателей. Однако отношения между ИКИ РАН и МФТИ относительно факультетской базы МФТИ не оформлены юридически еще с советских времен. Тогда это не имело принципиального значения, но сейчас уже не позволяет обновить оборудование и привести помещения в подходящий для преподавания вид. Одна из задач декана на ближайшее время — решение этого юридического вопроса для обновления и развития факультетской базы.

Институтский цикл. Факультет может принимать участие в общеобразовательном цикле, если преподаватели базовых кафедр будут работать совместителями на общеинститутских кафедрах — математики, общей физики и теоретической физики. Деканат должен принимать участие в отборе преподавателей институтского цикла, учитывая специфику факультета. В настоящее время студенты ФПФЭ просят, чтобы курс информатики на первом курсе читали на общих основаниях, как на других факультетах, силами кафедры информатики, а не прикладной физики. Возможно, что мнение факультета в принятии решения об особом курсе информатики было ошибочным. Выпускники факультета высказывают пожелания об уравнивании подхода преподавателей к оценкам на устных экзаменах, чтобы, по возможности, свести к минимуму личностный фактор преподавателя, непредсказуемость оценки, которая должна быть честной и заслуженной.

Еще раз про выбор «базовой кафедры». Не секрет, что 90% абитуриентов, приходя на собеседование, не знают и не понимают, чем именно занимается та или иная кафедра. Именно в этом состоит одна из проблем низкого КПД. Студент, на мой взгляд, должен выбирать кафедры в середине третьего курса, когда он уже познакомился с экспериментальными и теоретическими методами физики, понимает, какой тематикой занимаются кафедры, да и просто поговорил со старшими курсами. Именно поэтому предлагается убрать распределение по кафедрам во время поступления, оставив только набор на кафедры «целевого набора» (Саров). Конечно, в этом случае возникает вопрос финансовой поддержки студентов на первых курсах, но этот вопрос тоже надо решать гибким путем, что также будет первостепенной задачей деканата. На мой взгляд, поддержка должна быть дифференцированной. Неправильна ситуация, когда отличник и троечник получают одинаковую поддержку. На первых курсах можно проводить конкурсы вопросов по выбору (когда студент готовит вопрос, связанный с тематикой какой-либо кафедры, и, соответственно, кафедра обращает внимание деканата на этого студента как потенциального студента кафедры), учитывать результаты сдачи сессии. Кроме того, тогда для помощи в выборе вопросов для экзамена по физике и помощи в выборе кафедр необходимо возобновить чтение популярных лекций для студентов младших курсов. Каждая кафедра может прочитать 1–3 лекции о своей деятельности, научных задачах, организации кафедры, об известных людях, работающих или работавших на кафедре. Каждая такая лекция может сопровождаться неформальным чаепитием и общением с представителями кафедр. Более того, каждая кафедра может извещать деканат о проходящих у нее лекциях, днях открытых дверей, культурных мероприятиях и т.п., а деканат обязуется распространить эту информацию среди студентов и пригласить их на эти мероприятия. Причем задача деканата — не просто информировать студентов, но и объяснить им, как проехать в базовый институт, что нужно для прохода и к кому там можно (и нужно!) обратиться. Студенты с первого курса должны понимать, что они нужны кафедре и кафедра нужна им.

Абитуриенты. Основной проблемой факультета является то, что, несмотря на физическую направленность, у него нет узнаваемого лица, знакомого абитуриенту. Факультет во многом был и остается вспомогательным трамплином для тех, кто не сумел или побоялся поступить на ФОПФ. Многие проблемы с обучением связаны именно с этим. Основная задача, которую надо ставить для развития факультета, — это поиск своего студента, поиск и борьба за своего абитуриента, формирование лица факультета. В этом поиске необходимо опираться на базовые кафедры. Поэтому важно не просто набирать студентов, но доводить их до конца, мотивировать интересной научной работой и перспективами. Надо использовать различные способы их отбора. Ездить лично с замдеками по основным физмат-школам, устанавливать контакты с их директорами, выступать перед родителями и школьниками, иметь своих представителей в ЗФТШ и на курсах подготовки. Нужно постоянно обновлять информацию на сайте факультета с выходом на сайты кафедр и базовых организаций.

Просто жизнь… Деканат должен принимать активное участие в улучшении жилищных и бытовых условий студентов — не-москвичей. Нормой для старших курсов должно быть не более 2 человек в комнате общежития, а для младших — не более трех. С переездом студентов ФПФЭ из 4-го корпуса общежития в новый 11-ый корпус жилищные условия явно улучшились, но студенты при этом лишились таких атрибутов 4-корпуса, как «изба-читальня», качалка, боксерка и сауна, которые были гордостью факультетского общежития в Долгопрудном. Необходимо изыскать возможности и возродить в новых условиях «избу-читальню», качалку, боксерку и сауну (+ в нее желательно добавить маленький бассейн, хотя бы 2×2 м, и ледяную бочку), сделать надежную велостоянку и лыжехранилище. Условия жизни в теперь уже старом московском общежитии «Зюзино» должны быть не хуже, чем в Долгопрудном.

А.Б. Струминский  
26 января 2014 года  
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика