Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Корпоративный портал МФТИ

Программа претендента на должность 
декана факультета проблем физики и энергетики 
ЛЕОНОВА Алексея Георгиевича по развитию факультета

Факультет проблем физики и энергетики — один из сравнительно молодых факультетов Физтеха, его возраст насчитывает менее сорока лет. За этот, в общем-то, небольшой по историческим меркам промежуток времени факультет пережил много событий: бурный рост в восьмидесятые годы прошлого века, период стагнации в девяностые, переход от выживания к интенсивному развитию на новом этапе в двухтысячные. Вместе с тем, несмотря на все перемены, происходившие в стране и на Физтехе, миссия факультета оставалась неизменной, заложенной еще «отцами-основателями» ФПФЭ: готовить кадры с фундаментальным физическим образованием для решения конкретных проблем в наиболее актуальных областях науки и техники. Ведь в свое время факультет фактически и был создан для реализации потенциала такого образования для нужд инновационной деятельности по ключевым направлениям научно-технического комплекса страны: термоядерной энергетики, физических основ лазерных, плазменных и космических технологий, технологий новых материалов. Эта задача успешно решалась в прошлые десятилетия. Как показывает статистика, выпускники ФПФЭ составляют значительную долю научных сотрудников в большинстве базовых институтов факультета. И в настоящее время все базовые предприятия факультета объединяет общая задача разработки фундаментальных основ новых технологий и реализации крупных научно-технических проектов. 

В этой связи стратегия развития факультета и его структура не требуют каких-либо кардинальных преобразований, и главной целью работы деканата должно быть бережное сохранение и приумножение всего того ценного, что было создано на факультете, повышение его конкурентоспособности как физического факультета, обеспечивающего воспроизводство научной элиты России, подготовка востребованных кадров для базовых институтов и аффилированных с ними организаций, работающих на рынке высоких и оборонных технологий, основанных на новых физических принципах. 

Вместе с тем очевидно, что в ближайшие годы, учитывая все сложности современного этапа, существующие как на факультете, так и в целом на Физтехе, основное внимание необходимо будет сосредоточить на ряде ключевых направлений. 

1. Базовые кафедры
Практически все базовые кафедры факультета представляют собой стабильно работающие структурные подразделения факультета, ежегодно обеспечивающие подготовку в среднем 4–6 высококвалифицированных специалистов по самым разнообразным направлениям современной физики — от физики элементарных частиц и космологии до квантовой оптики и теории климата. Многие молодые выпускники факультета успешно работают в настоящее время в базовых институтах ФПФЭ.

Базовые кафедры являются одним из столпов «Системы Физтеха», и деканат всегда уделял и будет продолжать уделять самое пристальное внимание поддержанию и развитию тесных связей с базовыми кафедрами и базовыми организациями. Одной из основных задач деканата в этом плане будет максимальное использование творческого потенциала базовых кафедр для развития факультета и подготовки кадров в соответствии с потребностями современной науки. Следует отметить, что в последнее десятилетие удалось добиться определенного компромисса между интересами отдельной базовой кафедры, интересами всей совокупности базовых кафедр и интересами факультета и института в целом. Все проблемы кафедр и факультета многократно открыто и конструктивно обсуждаются на заседаниях Ученого совета, что позволяет добиться взаимопонимания в решении актуальных задач Физтеха. 

Тем не менее, в ближайшие годы деканату предстоит решить ряд вопросов, связанных с оптимизацией состава базовых кафедр на факультете. Следует отметить, что в последние годы были закрыты две базовые кафедры, а три кафедры — переведены на другие факультеты. Перевод на ФУПМ летом 2014 г. кафедры математического моделирования физических процессов по просьбе ее руководства также привел к закрытию одного из профилей бакалавриата на факультете, ориентированного на кафедру, что позволило добиться большей унификации факультетского цикла обучения и сокращения затрат на организацию учебного процесса. 

Сокращение числа базовых кафедр позволило несколько увеличить прием на остальные кафедры и улучшить их наполняемость. Вместе с тем необходимо отметить, что главной причиной относительно низкой наполняемости кафедр является значительное количество студентов, отчисляемых на младших курсах по результатам экзаменов и зачетов в институтском цикле обучения. К сожалению, факультет только в малой степени может влиять на этот процесс. Тем не менее, деканат будет прилагать все усилия для сокращения отчислений в тех случаях, когда отчисляемые студенты имеют потенциал для успешного окончания института. 

На факультете существуют определенные проблемы с омоложением кадрового состава. Только на 8 кафедрах средний возраст преподавателей составил 60 и менее лет.  Деканату и кафедрам следует продолжить уделять этому вопросу — воспитанию нового поколения преподавателей — самое пристальное внимание. Отметим, что в последние годы к работе были привлечены 9 молодых преподавателей в возрасте до 35 лет. 

2. Наука на факультете
Физтеху как университету мирового уровня в последнее время приходится одновременно решать две неразрывно связанных задачи: по подготовке высококвалифицированных кадров и наращиванию научного потенциала. Показатели, прямо или косвенно связанные с научными результатами, составляют более половины позиций в международных рейтингах университетов. На ФПФЭ развитие научной деятельности уже давно стало приоритетной задачей, однако хронический недостаток ресурсов долгие годы сдерживал расширение научных исследований.

Ситуация кардинально поменялась в последние несколько лет, когда связанные с факультетом и рядом базовых кафедр научные группы выиграли в 2011 г. и 2013 г. два гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых. Для выполнения работ по эти грантам были созданы две лаборатории. В 2014 г. к ним добавились еще 5 лабораторий, сформированных по результатам открытого конкурса на создание научных и прикладных научно-технических лабораторий МФТИ, финансируемых за счет средств программы повышения конкурентоспособности МФТИ («5–100»). Поэтому главной проблемой факультета в научной сфере на ближайшие годы будет обеспечение устойчивого развития созданных лабораторий и расширение тематики и объема ведущихся в них научных исследований. Для контроля над положением дел в лабораториях деканат планирует регулярно заслушивать их отчеты.  

Одной из важнейших функций создаваемых лабораторий будет являться привлечение и воспитание научных кадров высшего уровня и подготовка высококвалифицированных молодых специалистов, центр тяжести интересов которых лежал бы на Физтехе, которые в дальнейшем могли бы органично сочетать научную работу с преподавательской деятельностью и послужили бы кадровым резервом для факультета. Жесткая конкурентная обстановка, творческая атмосфера, достойное материальное вознаграждение являются условиями, которые притягивают наиболее квалифицированные кадры как извне, так и из числа выпускников и сотрудников Физтеха. Давно известно, что успешное занятие научной деятельностью является одним из наиболее эффективных методов привлечения и воспитания как научных, так и преподавательских кадров. Уже сейчас ряд молодых сотрудников, имеющих способности и серьезную внутреннюю мотивацию к педагогической работе, подключены к преподавательской деятельности на факультетской кафедре.

Большое внимание на факультете традиционно уделялось развитию горизонтальных научных связей между базовыми кафедрами и организациями ФПФЭ, а также развитию сотрудничества с другими факультетами Физтеха, и такая деятельность безусловно будет являться одним из приоритетов в работе деканата. Такие связи дают возможность мобилизации наиболее активного слоя сотрудников ведущих физических институтов РАН и государственных научных центров, занимающихся преподаванием на базовых кафедрах, для выполнения совместных с МФТИ междисциплинарных исследовательских и научно-образовательных проектов, что гарантирует высокий уровень и эффективность проводимых исследований. 

Следует отметить, что, в отличие от других факультетов, ФПФЭ практически не имел ранее собственных помещений на территории института в Долгопрудном, в которых можно было бы разместить экспериментальные научные стенды. В настоящее время созданным лабораториям хоть и выделены собственные помещения, однако качество их оставляет желать много лучшего. В частности, это относится к лаборатории ИСПАВР, размещенной в подвале лабораторного корпуса и периодически заливаемой талой и дождевой водой. Поэтому одной из задач деканата будет решение вопроса о предоставлении некоторым лабораториям новых помещений для размещения оптических приборов и оборудования. 

Развитие научных исследований немыслимо без расширения международного сотрудничества, и одной из задач деканата будет поддержка всех форм международных связей. Существенное развитие должно получить участие сотрудников факультета в различных международных проектах. На 2015 г. запланировано создание новой магистерской программы для обучения иностранных студентов на английском языке. Отметим, что в 2014 г. преподаватели, студенты и аспиранты ФПФЭ более 140 раз выезжали в ведущие зарубежные научные и образовательные центры для проведения совместных исследований, участия в конференциях, совещаниях рабочих групп и т.д. В свою очередь, более 30 сотрудников зарубежных университетов и научных институтов участвовали в организованных факультетом конференциях и семинарах, в проведении совместных научных работ. 12 аспирантов и научных сотрудников из Швейцарии, Китая, Ирана прошли стажировку в лабораториях факультета в рамках программы «5–100». Более десятка научных сотрудников из США, Англии, Германии и других стран посетили организованную приглашенным ученым А.Р. Огановым конференцию «Новые подходы в дизайне материалов». Все эти формы сотрудничества необходимо будет расширять и углублять. 

3. Учебно-методические проблемы
За последние годы в соответствии с решениями Ученого Совета факультета была проведена существенная коррекция как институтского, так и факультетского цикла образования на ФПФЭ. В целом можно полагать, что в настоящее время структура и содержание учебных планов отвечают задачам факультета и потребностям базовых кафедр. 

Вместе с тем следует внимательней отнестись к тематическому содержанию лекционных курсов институтского и факультетского циклов, чтобы, не теряя полноты и фундаментальности в изложении материала, акцентировать внимание на вопросах, связанных с наиболее актуальными проблемами современной физики. Базовые кафедры должны более активно принимать в этом участие. Особое внимание нужно будет уделить, в частности, содержанию курса «Основы современной физики», читаемому в 6 семестре.

Значительное внимание следует уделять и эффективности работы аспирантуры. В последнее время в этом плане было многое сделано, в частности, введена аттестация аспирантов, проводимая на совещании деканата с научными руководителями. В результате последние годы факультет занимает лидирующие позиции в институте по результативности аспирантуры. Следует отметить, что в 2014 произошло снижение процента защит аспирантов, что связано с прекращением работы в МФТИ диссертационных советов по всем физическим специальностям (из 19 аспирантов выпуска 2014 г. защитились только 5 человек). Во многих базовых организациях также возникли сложности с функционированием диссертационных советов. По этим причинам аспирантам, успешно подготовившим диссертации и прошедшим апробацию своих работ, приходится ждать длительное время (не менее полугода) в очереди на защиту в действующих советах. В результате соответствующий показатель защит в срок в 2014 г. резко снизился — для ФПФЭ более чем в два раза. На текущий момент на факультете ждут очереди на защиту 6 аспирантов. Базовым кафедрам и деканату вместе с ректоратом института необходимо будет приложить значительные усилия для исправления такой ситуации. 

Отдельная проблема в организации учебно-методической и научной работы на факультете заключается в привлечении в созданные на Физтехе лаборатории значимого количества студентов для выполнения НИР. Для этого в ряде случаев может понадобиться организация учебного процесса непосредственно под новые лаборатории. Одним из возможных путей решения этого вопроса может явиться создание Школы тех или иных наук, позволяющей реализовать в бакалавриате индивидуальные траектории обучения. Возможно, к такой школе могут присоединиться и некоторые кафедры, реализующие специализированную подготовку кадров для крупных российских и международных проектов. В настоящее время на Физтехе проходит запуск пилотного проекта по организации Школы биологической и химической физики. Опыт ее работы позволит обсуждать в дальнейшем целесообразность организации аналогичной или специфической Школы на ФПФЭ. 

4. Развитие факультетской кафедры 
Факультетская кафедра прикладной физики является естественным интегрирующим и цементирующим единство факультета центром конденсации, который в силу специфики базовой системы имеет широкие контакты с академическими и отраслевыми научными организациями и собственный, хоть и небольшой, штат сотрудников, обладающих высокими профессиональными компетенциями в сфере образования и науки. Именно на их плечи ложится основная работа по совершенствованию учебного процесса и постановки научной работы на факультете. Поэтому развитие факультетской кафедры, укрепление ее материальной базы, совершенствование в тесном контакте с базовыми кафедрами факультетского цикла, как необходимого связующего звена между общим фундаментальным образованием и конкретными экспериментальными и теоретическими исследованиями, в базовых институтах должно быть одним из стержневых направлений работы деканата. 

В организации факультетского цикла кафедра играет ключевую роль, обеспечивая широкое фундаментальное образование в области экспериментальной физики и ряда разделов физики сред. В настоящее время, судя по отзывам работодателей (руководства базовых кафедр), факультетский цикл в целом состоялся и не требует кардинальных преобразований. Вместе с тем, в ближайшие годы необходимо будет продолжить работу по совершенствованию факультетского практикума — основы экспериментального образования на факультете — как в части обновления оборудования лабораторных работ, так и в части постановки новых работ, соответствующих новым и перспективным направлениям фундаментальной и прикладной физики. Как и прежде, очень важной проблемой остается привлечение к работе в практикуме молодых преподавателей. Отметим, что практикум является крайне важным звеном в экспериментальной подготовке студентов факультета, направленным на овладение ими современными методами исследований в различных разделах физики. В отсутствие такой подготовки студенты оказываются неконкурентоспособными в проведении фундаментальных и прикладных исследований в передовых областях современных физических технологий.  

5. Проблемы студенчества
Серьезной проблемой в последнее время стала потеря частью студентов интереса к физике к третьему-четвертому курсу, что обусловлено многими причинами, в том числе и материального характера. Однако очень важным является то, что в ряде случаев на 1 – 2 курсах студенты не чувствуют должного внимания к себе и поддержки со стороны базовых кафедр. Сделать так, чтобы студенты младших курсов не потеряли романтического увлечения физикой и желания самим сделать что-то выдающееся в науке, должно быть первостепенной заботой деканата и базовых кафедр. В связи с этим одной из коренных задач созданных на Физтехе лабораторий должно являться регулярное общение с младшекурсниками и приобщение их к науке еще до начала базового цикла обучения и научной работы в базовой организации. Нужно поддерживать и развивать практику встреч в общежитии ФПФЭ с представителями базовых кафедр и чтения лекций по актуальным проблемам современной физики. 

Однако и на старших курсах необходимо поддерживать в студентах стремление к творческим успехам в науке. На этом этапе важно ускорить процесс вовлечения студентов в большую науку, дать им возможность ощутить свою причастность к выполнению серьезных проектов мирового уровня. По этой причине представляется весьма важным обеспечить всестороннее содействие активному участию студентов в различных конференциях, школах и т.д., поездкам на стажировки в ведущие научные центры. Для этого в настоящее время есть все возможности в связи с участием МФТИ в реализации программы «5–100».

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика