Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Конкурентные преимущества всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с инновациями.
Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Только в начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:
· статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
· динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
3. изменения вследствие использования нового сырья;
4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.
В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

Источники инновационных идей

Дракер П. выделяет семь источников инновационных идей:
1. неожиданное событие для организации или отрасли – неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие
2. не конгруэнтность – несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть)
3. нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены)
4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка
5. демографические изменения
6. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках
7. новые знания (как научные, так и ненаучные).
По мнению Дракера П., систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источника относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.
При выборе инновационной идеи и принятии решения о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты:
§ если речь идет о товарной инновации - имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке
§ если речь идет о любом инновационном проекте - получение реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и оценка реального риска (связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации).
Т.о., для того, чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, организации необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям:
§ необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности
§ необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т.е. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества
§ для успешного развития инновационной организации обязательным условием является соответствие персонала организации определенным требованиям
§ при ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных организаций играет качество организации и управления.
В связи с вышеизложенным, именно малые инновационные организации наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

Инновационный процесс

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
· во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
· во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические · недостаток средств для финансирования инновационных проектов· слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей· доминирование интересов текущего производства  · наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий· наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры· материальное поощрение за инновационную деятельность
Политические, правовые · ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства · законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность· государственная поддержка инноваций
Организационно-управленческие · устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации· ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий· жесткость в планировании· ориентация на сложившиеся рынки· ориентация на краткосрочную окупаемость· сложность согласования интересов участников инновационных процессов  · гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок· децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
Социально-психологические, культурные · сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций· боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу· сопротивление всему новому, что поступает извне · моральное поощрение, общественное признание· обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда· нормальный психологический климат в трудовом коллективе

Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):
1.  Стадия исследования
§ фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования  - задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);
§ прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
§ экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта - завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе  производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);
2.  Стадия производства
§ первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
§ запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);
3. Стадия потребления
§ поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
§ устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:
1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
2. освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
3. диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах ( распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли);
4. рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.
Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационный процесс, и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.

 Рисунок: Жизненный цикл нового продукта

ПОТОК  Потребность в теоретических исследованиях Потребность разработок в развитии прикладных исследований Потребность экономики в разработках новой техники, технологии и потребительских товаров
НАУЧНЫХ  Фундаментальные исследования Прикладные исследования  Экспериментальные разработки       Диффузия новшеств      в производство      и потребление
ИДЕЙ  Открытия Изобретения Научно-технические достижения/разработки Нововведение

 

 


 
Рисунок: Инновационный процесс

Генерацияидеи Проверка технической осуществимости Создание опытногообразца  Комплексные испытания и совершенствование технических характеристик Зондирование рынка Организацияширокомасштабногопроизводства Рыночнаяэкспансия
 Анализ потребностейрынка    Широкомасштабный маркетинг 
Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Пятый этап              Шестой этап
Организация инновационного процесса
Посмотрим на процесс осуществления нововведения с финансовой точки зрения.

Рисунок: Динамика затрат и прибыли в ходе осуществления
                                                                                                                                                        инновационного проекта (по Миккельсону Х.)


  Прибыль                                      W

                                                        V

                                                        P

   t0          t1             t2          t3            t


                                                                 Q
 

  Затраты  

                        
- валовой доход

- чистый доход

- прибыль

 


- текущие затраты, связанные
      с производством  и
      реализацией продукции

 


Очевидно, что ранние этапы этого процесса  заведомо затратные, причем расходы резко увеличиваются по мере приближения новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам инновационного процесса. С наступлением пятого этапа организация начинает получать доход от продаж, растущий в дальнейшем с расширением масштабов производства и сбыта (кривая W  на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит только при успешном развитии инновационного процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует получение чистого дохода, начиная с момента времени t1. Он образуется в результате вычитания из валового дохода W текущих затрат Q, связанных с производством и реализацией товарной продукции. С некоторого момента времени t2>t1, чистый доход компенсирует затраты на ранних этапах инновационного процесса и организация начинает получать чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3). 
 Чистая прибыль растет до тех пор, пока новая товарная продукция конкурентоспособна и пользуется спросом у покупателей.
Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономике этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие – действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершенствуют потребительские или технологические характеристики новшества, добиваются на этом пути существенных результатов, находят лазейки в патентном законодательстве и постепенно заполняют своей продукцией все новые пространства рыночной ниши.

Инновационная стратегия развития организации

Инновации и проектное управление

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика