Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Государственное регулирование инновационной деятельности

Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.
Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.
Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:
§ реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники
§ создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению
§ разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования
§ совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала
§ разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетическом комплексе
§ создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты
§ формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов
§ образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи «прорывным» проектам
§ формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий
§ разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
Задачи государственной инновационной политики:
§ обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики
§ обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности
§ сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований
§ углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями
§ перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.
Важнейшие принципы государственной инновационной политики:
§ опора на отечественный научный потенциал
§ свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики
§ стимулирование развития фундаментальных научных исследований
§ сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ
§ создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности
§ создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны
§ интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней
§ защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства
§ обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею
§ развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства
§ формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений
§ повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов
§ пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.
Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.
Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности.
В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:
§ заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности
§ заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов
§ возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности
§ обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков
§ обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.
По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).
Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
В качестве негативных сторон прямого государственного регулирования можно отметить:
§ неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.
§ субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений
§ замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок
§ концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии
§ неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.
Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.
Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
§ выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран
§ обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений,  научных библиотек, музеев и информационных центров
§ обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов
§ создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами
§ развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств
§ поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок
§ введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности
§ создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах
§ создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Основные функции государственных органов в инновационной сфере:
§ аккумулирование средств на научные исследования и инновации
§ координация инновационной деятельности
§ стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции
§ создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности
§ кадровое обеспечение инновационной деятельности
§ формирование научно-инновационной инфраструктуры
§ институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора
§ обеспечение социальной и экологической направленности инноваций
§ повышение общественного статуса инновационной деятельности
§ региональное регулирование инновационных процессов
§ регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. Основные задачи Совета:
§ информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом
§ разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации
§ анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам
§ подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам
§ участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и  Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.
Миннауки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. Основные задачи данного органа исполнительной власти:
§ организация научно-технического прогнозирования
§ выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники
§ разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов
§ разработка государственных научно-технических программ и проектов
§ методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ
§ финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения
§ создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности
§ формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур
§ создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований
§ обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.
Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.
Госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики. Комитет участвует в разработке структурной и научно-технической политики в промышленности, разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию предпринимательства. Конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе России. Госкомпром имеет право определять перспективные направления исследований в промышленности, участвовать в распределении финансовых ресурсов на их исполнение, в согласовании получения, распространения и использования результатов научных исследований и разработок, техники и инноваций.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Рисунок: Структура механизма государственного
регулирования инновационных процессов в РФ

Президент РФ  Законодательная власть
 Совет по научно-техническойполитике  Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке
  Отдел науки и образования  аппарата Президента РФ   
Российская академия наук Правительство РФ Администрации субъектов Федерации
Отраслевые академии наук Правительственнаякомиссия по научно-технической политике Региональные советы
 Госкомпром РФ Миннауки и технологий РФ Минэкономики РФ Минфин РФ
Организации и учреждения академической и отраслевой науки  Государственные вузы Координационный совет (Комитет)по военно-технической политике

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика