Типология нововведений
Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом
нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация
нововведений позволяет реализующей их организации:
· обеспечить
проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его
места среди других, а также возможностей и ограничений;
· обеспечить
эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной
стратегией организации;
· обеспечить программное планирование и
системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного
цикла;
· разработать соответствующий организационно-экономический
механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения
выполнения стратегических задач организации;
· выработать
соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров),
позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие
системы.
Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность
набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
возможность количественного (качественного) определения критерия; научная
новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
Исходя
из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.
1.
По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.
С
т.з. влияния на достижение экономических целей организации,
материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые
инновации) и инновации-процессы (технологические инновации). Продуктовые
инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на
новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за
счет увеличения объема продаж (на долгосрочную
перспективу).
Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели
за счет:
· совершенствования подготовки исходных материалов и параметров
процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а
также к повышению качества продукции;
· увеличения объема продаж
вследствие производительного использования имеющихся производственных
мощностей;
· возможности освоения в производстве перспективных с
коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в
силу несовершенства производственного цикла старой
технологии.
Технологические нововведения появляются либо в результате единого
инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и
технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных
технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от
конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его
модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое
изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических
исследований эволюционным или революционным преобразованиям.
Развитие каждой
базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой.
Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают
эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По
мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии
становится экономически нецелесообразным.
Рисунок: S-образная кривая развития технологии
Результат
Разрыв
Усилия/Инвестированные средства
Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и
своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от
базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который
влечет за собой серьезную реорганизацию производства. Каждая организация
разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии.
Существует
определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых
типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило,
наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем - технологические
инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время
цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.
Взаимосвязь
продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам Ансофф И.
Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса:
стабильная, плодотворная и изменчивая технологии.
Объем
продаж
Спрос
Технология
Продукция
Время
Стабильная технология
Объем
продаж
Спрос
Технология
Продукция
Время
Плодотворная технология
Объем
продаж
Спрос
Технология
Время
Изменчивая технология
Стабильная
технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция,
создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими
организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере
достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции
путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных
изменений в технологии не происходит.
Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного
времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра
сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широ-ким
диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необхо-димость удержания
завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации
на освоения инноваций.
Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только
новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена
технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой
продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные
исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал,
оборудование.
Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом
отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы
деятельности, где они занимали лидирующее положение.
В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна
мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий.
Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к
принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий
применения новой технологии.
Социальные инновации включают:
экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.),
организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений
и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации
человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение
конфликтов и пр.).
Особенности социальных нововведений по сравнению с
материально-техническими заключается в том, что:
· они имеют более
тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой
средой;
· они имеют большую сферу применения, т.к. реализация
технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и
экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не
требуют нового технического оснащения;
· их реализация характеризуется
меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета
эффективности;
· при их реализации отсутствует стадия изготовления (она
совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
· они
вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со
многими согласованиями.
2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные
(базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные
сочетания) инновации.
Радикальные инновации включают создание принципиально
новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными
результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных
преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных
позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений,
усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и
других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким
уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа
нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально
значительная.
Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных
конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой
степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом.
Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности
продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.
Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи
сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального
характера (нпр., разработка нового поколения товара). К таким относятся все
значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от
радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что
разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем
использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет
концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.
3. По
принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются
на:
· замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта
новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих
функций);
· отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или
выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего
взамен);
· возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному
состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества
новым условиям применения);
· открывающие (создают средства или
продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных
предшественников);
· ретровведения (воспроизводят на современном уровне
давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).
4. По механизму
осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные,
распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные
инновации; успешные и неуспешные инновации.
5. По особенностям инновационного
процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик,
изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и
межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями,
специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.
6. В зависимости
от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на
авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные,
заимствованные).
7. По объему применения инновации бывают точечные, системные
и стратегические.
См. также
Правовая защита интеллектуальной собственности
Риск в инновационной деятельности и методы его снижения
Технопарковые структуры организации инновационной деятельности