Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП

Расходы на науку сегодня в РФ составляют менее 1 % ВВП, причем доля государства в этих расходах

около 40 % (с учетом реального исполнения бюджета) и это негативно сказывается на науке и на

экономике в целом.
В условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития

научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является концентрация их на приоритетных

направлениях развития науки и техники.
Под приоритетными направлениям развития науки и техники понимаются тематические области исследований

и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение

текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.
Правительственной комиссией по научно-технической политике 21 июля 1996 года утверждены следующие

приоритетные направления развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные

технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты,

технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное

природопользование.


Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП включает в себя шесть основных

фаз:
- Формирование целей и критериев их достижения
- Предварительный отбор приоритетных направлений и критически важных технологий
- Структуризация работ и подготовка бюджетных заявок
- Определение форм государственной поддержки (распределение ресурсов, предоставление льгот,

заключение контрактов и др.)
- Контроль хода работ и результатов
- Корректировка проектов, программ, приоритетных направлений, научно-технической политики и механизмов.


Комментарии к основным этапам:
1. Правительство формулирует текущие, среднесрочные и долгосрочные цели

социально-экономического развития РФ и основные критерии их достижения. Эта информация доводится до

ведомств и отраслей, совместно с ними выделяются социальные и экономические приоритеты, важнейшие

проблемы и основные направления структурных сдвигов, решение и реализация которых может обеспечить

достижение сформулированных конечных целей. Они согласуются и утверждаются Государственной Думой РФ.
2. Сначала региональные, отраслевые и ведомственные структуры готовят предложения и обоснования

по включению проблем в перечень важнейших. Затем готовят предложения Правительству (Министерству

экономики). Итогом является определение конкретного перечня важнейших (ключевых) проблем развития

экономики и требований к результатам НТП, необходимым для решения этих проблем. На этом этапе

появляются предложения по крупным структурным сдвигам в экономике, управлении и технологическом

укладе и соответствующим программам.
3. В увязке с результатами этапов 1 и 2 формируются (Министерство науки) основные положения

(принципы) государственной научно-технической политики на краткосрочную, среднесрочную и

долгосрочные перспективы.
4. Министерство науки с учетом требований к НТП со стороны важнейших (приоритетных) отраслевых,

межрегиональных и международных социально-экономических программ, а также собственных целей развития

науки, ее потенциала формирует критерии и правила выделения приоритетных направлений НТП и

критически важных технологий.
5. Дается прогноз возможностей НТП различными организациями, финансируемыми Министерством

науки. Он включает оценку результатов и перспектив переходящих приоритетных разработок, в том числе

зарубежных, а также целенаправленный мониторинг новых перспективных идей и разработок, которые могут

внести существенный вклад в решение выявленных проблем и реализацию научно-технической политики.

Завершается созданием в Министерстве науки базы данных по перспективным проектам, которые

целесообразно рассмотреть на государственном уровне.
6. На основе прогноза возможностей НТП, приоритетов мировой науки, развития РФ, критериев и

правил отбора приоритетных направлений НТП, сводные и отраслевые подразделения Министерства науки

формируют расширенный перечень возможных приоритетных направлений НТП.
7. Предварительный отбор критически важных технологий и уточнение приоритетных направлений

(Министерство науки). Формирование предложений по перечню госзаказов в области НТП, программ

международного технического сотрудничества и других госзаказов в области НТП. Выделение

подразделений Министерства науки и головных организаций, ответственных за проработку предложений по

приоритетным направлениям, госзаказам в области НТП, программам международного технического

сотрудничества и др.
8. Подразделениями Министерства науки, ответственными за конкретные приоритетные направления,

разрабатываются концепция каждого приоритетного направления и предложения по их структуре.

Министерство науки формирует перечень госзаказов, программ и других проектов по госзаказу в области

НТП.
9. Проводится согласование с Министерством науки и Министерством экономики перечня приоритетных

направлений, госзаказов в области НТП, программ международного технического сотрудничества и других

проектов. Результат представляется в Правительство РФ.
10. Перечень приоритетных направлений государственного НТП, программ международного

научно-технического сотрудничества и госзаказов согласуется, принимается Правительством и

предоставляется в Государственную Думу РФ.
11. Перечень рассматривает и утверждает Государственная Дума РФ.
12. Министерство науки назначает руководителей каждой программы, утверждает состав программ и

положение о его работе.
13. Руководством программ и головной организацией прорабатываются концепция каждой программы и

ее проект.
14. Министерством науки и Советами программ формируются экспертные комиссии для оценки концепций

и проектов программ, и проводится их экспертиза.
15. Советы программ и головные организации по результатам экспертизы проводят корректировки

концепций и проектов программ, включая формирование предложений по формам государственной поддержки

и, в частности, бюджетную заявку.
16. Проект и бюджетная заявка согласуются по каждой программе в Министерстве науки, формируется

комплекс проектов программ, который передается на экспертизу и согласование в Министерство экономики

и Министерство финансов.
17. Министерства экономики и финансов проводят финансово-экономическую экспертизу комплекса

программ.
18. Министерство науки корректирует комплекс программ и бюджетную заявку по ним и передает ее в

Министерство финансов.
19. Министерство финансов формирует проект бюджетного послания Президента и передает его в

Правительство.
20. Правительство рассматривает проект бюджетного послания Президента и утверждает годовой

бюджет.
21. Государственная Дума рассматривает бюджетное послание и утверждает годовой бюджет
22. Правительство и Министерство финансов распределяют бюджетные ассигнования между

госзаказчиками, в том числе на НТП (Министерству науки).
23. Определяются (Правительством и Министерством финансов) возможные формы государственной

поддержки приоритетных направлений и программ.
24. С учетом выделенных финансов Министерство науки корректирует заявки по приоритетным

направлениям и программам,  затем корректирует приоритеты программ с учетом представленных проектов.
25. Совет программ объявляет и проводит конкурсы проектов в рамках каждой программы.
26. Организации и творческие группы разрабатывают проекты и представляют их на конкурс.
27. Министерство науки проводит распределение ресурсов между приоритетными направлениями и

госзаказами в области НТП.
28. Совет каждой программы распределяет ресурсы между проектами.
29. Советы программ (консорциумы) заключают контракты по проектам, выигравшим конкурс.
30. Министерство науки разрабатывает и утверждает механизмы контроля реализации приоритетных

направлений, программ и проектов.
31. Организации и коллективы выполняют проекты и программы, поэтапно представляя отчеты о ходе

работ и расходовании средств.
32. По окончании года руководство проектов и программ представляют отчеты по результатам и

затратам.
33. Министерство науки с привлечением экспертов анализирует результаты работ, сопоставляет с

заданиями и формирует предложения по корректировке программ и проектов.
34. Делаются мониторинг и оценка переходящих и новых разработок, результаты передаются в

Министерство науки.
35. На основе сделанных оценок Министерство науки готовит доклад Правительству о результатах

реализации приоритетных направлений и программ, а также предложения на перспективу, которые

согласуются с Министерством экономики и затем рассматриваются Правительством.
36. Одновременно в рамках Министерства науки и руководства приоритетными направлениями и

программ по результатам анализа реализации приоритетных направлений и изменения условий

формулируются предложения по корректировке приоритетных направлений, программ, механизмов и

критериев выделения и реализации приоритетных направлений, программ и критически важных технологий.
37. Эта информация, а также новые цели РФ служат основанием для уточнения

социально-экономических целей и направлений развития РФ, и начинается новый годовой цикл разработки.

См. также

Ключевые понятия инновационного менеджмента

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности

Малый бизнес и инновационная деятельность

Организация управления инновационной деятельностью

Правовая защита интеллектуальной собственности

Риск в инновационной деятельности и методы его снижения

Рынок инновационной продукции

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика