Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП
Расходы на науку сегодня в РФ составляют менее 1 % ВВП, причем доля государства в этих расходах
около 40 % (с учетом реального исполнения бюджета) и это негативно сказывается на науке и на
экономике в целом.
В условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает
государство для сохранения и развития
научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является концентрация их на приоритетных
направлениях развития науки и техники.
Под приоритетными направлениям
развития науки и техники понимаются тематические области исследований
и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение
текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития
страны.
Правительственной комиссией по научно-технической политике 21 июля
1996 года утверждены следующие
приоритетные направления развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные
технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты,
технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное
природопользование.
Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений
НТП включает в себя шесть основных
фаз:
- Формирование целей и критериев их
достижения
- Предварительный отбор приоритетных направлений и критически
важных технологий
- Структуризация работ и подготовка бюджетных
заявок
- Определение форм государственной поддержки (распределение
ресурсов, предоставление льгот,
заключение контрактов и др.)
- Контроль хода работ и
результатов
- Корректировка проектов, программ, приоритетных
направлений, научно-технической политики и механизмов.
Комментарии к основным этапам:
1. Правительство формулирует
текущие, среднесрочные и долгосрочные цели
социально-экономического развития РФ и основные критерии их достижения. Эта информация доводится до
ведомств и отраслей, совместно с ними выделяются социальные и экономические приоритеты, важнейшие
проблемы и основные направления структурных сдвигов, решение и реализация которых может обеспечить
достижение сформулированных конечных целей. Они согласуются и утверждаются
Государственной Думой РФ.
2. Сначала региональные, отраслевые и
ведомственные структуры готовят предложения и обоснования
по включению проблем в перечень важнейших. Затем готовят предложения Правительству (Министерству
экономики). Итогом является определение конкретного перечня важнейших (ключевых) проблем развития
экономики и требований к результатам НТП, необходимым для решения этих проблем. На этом этапе
появляются предложения по крупным структурным сдвигам в экономике, управлении и технологическом
укладе и соответствующим программам.
3. В увязке с результатами
этапов 1 и 2 формируются (Министерство науки) основные положения
(принципы) государственной научно-технической политики на краткосрочную, среднесрочную и
долгосрочные перспективы.
4. Министерство науки с учетом требований к
НТП со стороны важнейших (приоритетных) отраслевых,
межрегиональных и международных социально-экономических программ, а также собственных целей развития
науки, ее потенциала формирует критерии и правила выделения приоритетных направлений НТП и
критически важных технологий.
5. Дается прогноз возможностей НТП
различными организациями, финансируемыми Министерством
науки. Он включает оценку результатов и перспектив переходящих приоритетных разработок, в том числе
зарубежных, а также целенаправленный мониторинг новых перспективных идей и разработок, которые могут
внести существенный вклад в решение выявленных проблем и реализацию научно-технической политики.
Завершается созданием в Министерстве науки базы данных по перспективным проектам, которые
целесообразно рассмотреть на государственном уровне.
6. На основе
прогноза возможностей НТП, приоритетов мировой науки, развития РФ, критериев и
правил отбора приоритетных направлений НТП, сводные и отраслевые подразделения Министерства науки
формируют расширенный перечень возможных приоритетных направлений
НТП.
7. Предварительный отбор критически важных технологий и уточнение
приоритетных направлений
(Министерство науки). Формирование предложений по перечню госзаказов в области НТП, программ
международного технического сотрудничества и других госзаказов в области НТП. Выделение
подразделений Министерства науки и головных организаций, ответственных за проработку предложений по
приоритетным направлениям, госзаказам в области НТП, программам международного технического
сотрудничества и др.
8. Подразделениями Министерства науки,
ответственными за конкретные приоритетные направления,
разрабатываются концепция каждого приоритетного направления и предложения по их структуре.
Министерство науки формирует перечень госзаказов, программ и других проектов по госзаказу в области
НТП.
9. Проводится согласование с Министерством науки и Министерством
экономики перечня приоритетных
направлений, госзаказов в области НТП, программ международного технического сотрудничества и других
проектов. Результат представляется в Правительство РФ.
10. Перечень
приоритетных направлений государственного НТП, программ международного
научно-технического сотрудничества и госзаказов согласуется, принимается Правительством и
предоставляется в Государственную Думу РФ.
11. Перечень рассматривает
и утверждает Государственная Дума РФ.
12. Министерство науки назначает
руководителей каждой программы, утверждает состав программ и
положение о его работе.
13. Руководством программ и головной
организацией прорабатываются концепция каждой программы и
ее проект.
14. Министерством науки и Советами программ формируются
экспертные комиссии для оценки концепций
и проектов программ, и проводится их экспертиза.
15. Советы программ
и головные организации по результатам экспертизы проводят корректировки
концепций и проектов программ, включая формирование предложений по формам государственной поддержки
и, в частности, бюджетную заявку.
16. Проект и бюджетная заявка
согласуются по каждой программе в Министерстве науки, формируется
комплекс проектов программ, который передается на экспертизу и согласование в Министерство экономики
и Министерство финансов.
17. Министерства экономики и финансов
проводят финансово-экономическую экспертизу комплекса
программ.
18. Министерство науки корректирует комплекс программ и
бюджетную заявку по ним и передает ее в
Министерство финансов.
19. Министерство финансов формирует проект
бюджетного послания Президента и передает его в
Правительство.
20. Правительство рассматривает проект бюджетного
послания Президента и утверждает годовой
бюджет.
21. Государственная Дума рассматривает бюджетное послание и
утверждает годовой бюджет
22. Правительство и Министерство финансов
распределяют бюджетные ассигнования между
госзаказчиками, в том числе на НТП (Министерству
науки).
23. Определяются (Правительством и Министерством финансов)
возможные формы государственной
поддержки приоритетных направлений и программ.
24. С учетом
выделенных финансов Министерство науки корректирует заявки по приоритетным
направлениям и программам, затем корректирует приоритеты программ с
учетом представленных проектов.
25. Совет программ объявляет и проводит
конкурсы проектов в рамках каждой программы.
26. Организации и
творческие группы разрабатывают проекты и представляют их на
конкурс.
27. Министерство науки проводит распределение ресурсов между
приоритетными направлениями и
госзаказами в области НТП.
28. Совет каждой программы распределяет
ресурсы между проектами.
29. Советы программ (консорциумы) заключают
контракты по проектам, выигравшим конкурс.
30. Министерство науки
разрабатывает и утверждает механизмы контроля реализации приоритетных
направлений, программ и проектов.
31. Организации и коллективы
выполняют проекты и программы, поэтапно представляя отчеты о ходе
работ и расходовании средств.
32. По окончании года руководство
проектов и программ представляют отчеты по результатам и
затратам.
33. Министерство науки с привлечением экспертов анализирует
результаты работ, сопоставляет с
заданиями и формирует предложения по корректировке программ и
проектов.
34. Делаются мониторинг и оценка переходящих и новых
разработок, результаты передаются в
Министерство науки.
35. На основе сделанных оценок Министерство науки
готовит доклад Правительству о результатах
реализации приоритетных направлений и программ, а также предложения на перспективу, которые
согласуются с Министерством экономики и затем рассматриваются
Правительством.
36. Одновременно в рамках Министерства науки и
руководства приоритетными направлениями и
программ по результатам анализа реализации приоритетных направлений и изменения условий
формулируются предложения по корректировке приоритетных направлений, программ, механизмов и
критериев выделения и реализации приоритетных направлений, программ и
критически важных технологий.
37. Эта информация, а также новые цели РФ
служат основанием для уточнения
социально-экономических целей и направлений развития РФ, и начинается новый годовой цикл разработки.
См. также
Ключевые понятия инновационного менеджмента
Комплексное обеспечение инновационной деятельности
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности
Малый бизнес и инновационная деятельность
Организация управления инновационной деятельностью
Правовая защита интеллектуальной собственности