Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Малый бизнес и инновационная деятельность

В условиях рыночной экономики парадоксальность ситуации заключается в том, что большую часть

исследовательских работ и большие затраты в связи с их выполнением несут одни организации, а

наиболее значимых результатов добиваются другие.
Действительно, подавляющая часть научных исследований выполняется крупнейшими корпорациями, которые

способны до 5-10 % средств, заработанных от продажи своей продукции, направлять на

самофинансирование НИОКР. И, тем не менее, радикальные нововведения, меняющие направления развития

отрасли с неизменной закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных

организаций, действующих на острие научно-технического прогресса. При этом характерной чертой

нововведенческой деятельности малых организаций является их преимущественная ориентация на создание

продуктовых инноваций, а не новых технологий, хотя именно такая ориентация приносит наибольший

коммерческий успех на начальном этапе функционирования на рынке.
В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области

нововведений, можно выделить следующие:
· мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным

нововведениям;
· сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического

плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его

автору состояться в качестве предпринимателя;
· узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
· малый управленческий персонал;
· ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде

всего, интеллектуальных;
· готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в

силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.
По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации:
· научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурное

финансирование)
· оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров,

обслуживание новой техники).
Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития.

Организации на начальной стадии становления

Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот

определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на

НИОКР. Часто в этих организациях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются на

конкретный заказ. Их затраты – в основном зарплата. Никаких отношений по собственности с ее

обладателем они не имеют, хотя организации уже реализуют свою продукцию на отечественном или

зарубежном рынке. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема

продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой оборот недостаточен для самообеспечения, то

организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и

оборудованием «материнской структуры». Однако она уже заключает договоры о совместной деятельности,

оплачивает коммунальные расходы.

Инжиниринговые организации

Инжиниринговые организации – это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и

разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством – с другой. Инжиниринговая

деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по

проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных

процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инжиниринговые

организации осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое

прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения, выполняют

доработку и доводят нововведения до промышленной реализации, оказывают услуги и консультации в

процессе внедрения объекта разработки, производят пусконаладочные, испытательные работы по поручению

промышленных предприятий.

Внедренческие организации

Внедренческие организации содействую развитию инновационного процесса и, как правило,

специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на

рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке

изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной

собственности с последующей продажей лицензии.

Технопарковые структуры

Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые

структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции,

интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарковые структуры могут значительно

различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг. Эти характеристики изменяются в

широком интервале и определяют форму – от простейших структур типа научных «отелей», которые могут

размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки,

занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические

комплексы с инновационной ориентацией.

Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансирования

Особое место среди малых инновационных организаций занимают организации, имеющие венчурный механизм

финансирования. Такие организации представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные

предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации

«рисковых» инноваций и характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной

заинтересованностью работников организации и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой

реализации разработанных идей, технологий, изобретений.
Особое значение венчурного бизнеса заключается в следующем:
§ он приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на всю

традиционную структуру ведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном

производстве страны
§ увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов
§ способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики
§ побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных

структур
§ показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной

кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

См. также

Ключевые понятия инновационного менеджмента

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности

Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП

Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП

Расходы на науку сегодня в РФ составляют менее 1 % ВВП, причем доля государства в этих расходах

около 40 % (с учетом реального исполнения бюджета) и это негативно сказывается на науке и на

экономике в целом.
В условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития

научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является концентрация их на приоритетных

направлениях развития науки и техники.
Под приоритетными направлениям развития науки и техники понимаются тематические области исследований

и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение

текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.
Правительственной комиссией по научно-технической политике 21 июля 1996 года утверждены следующие

приоритетные направления развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные

технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты,

технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное

природопользование.


Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП включает в себя шесть основных

фаз:
- Формирование целей и критериев их достижения
- Предварительный отбор приоритетных направлений и критически важных технологий
- Структуризация работ и подготовка бюджетных заявок
- Определение форм государственной поддержки (распределение ресурсов, предоставление льгот,

заключение контрактов и др.)
- Контроль хода работ и результатов
- Корректировка проектов, программ, приоритетных направлений, научно-технической политики и механизмов.


Комментарии к основным этапам:
1. Правительство формулирует текущие, среднесрочные и долгосрочные цели

социально-экономического развития РФ и основные критерии их достижения. Эта информация доводится до

ведомств и отраслей, совместно с ними выделяются социальные и экономические приоритеты, важнейшие

проблемы и основные направления структурных сдвигов, решение и реализация которых может обеспечить

достижение сформулированных конечных целей. Они согласуются и утверждаются Государственной Думой РФ.
2. Сначала региональные, отраслевые и ведомственные структуры готовят предложения и обоснования

по включению проблем в перечень важнейших. Затем готовят предложения Правительству (Министерству

экономики). Итогом является определение конкретного перечня важнейших (ключевых) проблем развития

экономики и требований к результатам НТП, необходимым для решения этих проблем. На этом этапе

появляются предложения по крупным структурным сдвигам в экономике, управлении и технологическом

укладе и соответствующим программам.
3. В увязке с результатами этапов 1 и 2 формируются (Министерство науки) основные положения

(принципы) государственной научно-технической политики на краткосрочную, среднесрочную и

долгосрочные перспективы.
4. Министерство науки с учетом требований к НТП со стороны важнейших (приоритетных) отраслевых,

межрегиональных и международных социально-экономических программ, а также собственных целей развития

науки, ее потенциала формирует критерии и правила выделения приоритетных направлений НТП и

критически важных технологий.
5. Дается прогноз возможностей НТП различными организациями, финансируемыми Министерством

науки. Он включает оценку результатов и перспектив переходящих приоритетных разработок, в том числе

зарубежных, а также целенаправленный мониторинг новых перспективных идей и разработок, которые могут

внести существенный вклад в решение выявленных проблем и реализацию научно-технической политики.

Завершается созданием в Министерстве науки базы данных по перспективным проектам, которые

целесообразно рассмотреть на государственном уровне.
6. На основе прогноза возможностей НТП, приоритетов мировой науки, развития РФ, критериев и

правил отбора приоритетных направлений НТП, сводные и отраслевые подразделения Министерства науки

формируют расширенный перечень возможных приоритетных направлений НТП.
7. Предварительный отбор критически важных технологий и уточнение приоритетных направлений

(Министерство науки). Формирование предложений по перечню госзаказов в области НТП, программ

международного технического сотрудничества и других госзаказов в области НТП. Выделение

подразделений Министерства науки и головных организаций, ответственных за проработку предложений по

приоритетным направлениям, госзаказам в области НТП, программам международного технического

сотрудничества и др.
8. Подразделениями Министерства науки, ответственными за конкретные приоритетные направления,

разрабатываются концепция каждого приоритетного направления и предложения по их структуре.

Министерство науки формирует перечень госзаказов, программ и других проектов по госзаказу в области

НТП.
9. Проводится согласование с Министерством науки и Министерством экономики перечня приоритетных

направлений, госзаказов в области НТП, программ международного технического сотрудничества и других

проектов. Результат представляется в Правительство РФ.
10. Перечень приоритетных направлений государственного НТП, программ международного

научно-технического сотрудничества и госзаказов согласуется, принимается Правительством и

предоставляется в Государственную Думу РФ.
11. Перечень рассматривает и утверждает Государственная Дума РФ.
12. Министерство науки назначает руководителей каждой программы, утверждает состав программ и

положение о его работе.
13. Руководством программ и головной организацией прорабатываются концепция каждой программы и

ее проект.
14. Министерством науки и Советами программ формируются экспертные комиссии для оценки концепций

и проектов программ, и проводится их экспертиза.
15. Советы программ и головные организации по результатам экспертизы проводят корректировки

концепций и проектов программ, включая формирование предложений по формам государственной поддержки

и, в частности, бюджетную заявку.
16. Проект и бюджетная заявка согласуются по каждой программе в Министерстве науки, формируется

комплекс проектов программ, который передается на экспертизу и согласование в Министерство экономики

и Министерство финансов.
17. Министерства экономики и финансов проводят финансово-экономическую экспертизу комплекса

программ.
18. Министерство науки корректирует комплекс программ и бюджетную заявку по ним и передает ее в

Министерство финансов.
19. Министерство финансов формирует проект бюджетного послания Президента и передает его в

Правительство.
20. Правительство рассматривает проект бюджетного послания Президента и утверждает годовой

бюджет.
21. Государственная Дума рассматривает бюджетное послание и утверждает годовой бюджет
22. Правительство и Министерство финансов распределяют бюджетные ассигнования между

госзаказчиками, в том числе на НТП (Министерству науки).
23. Определяются (Правительством и Министерством финансов) возможные формы государственной

поддержки приоритетных направлений и программ.
24. С учетом выделенных финансов Министерство науки корректирует заявки по приоритетным

направлениям и программам,  затем корректирует приоритеты программ с учетом представленных проектов.
25. Совет программ объявляет и проводит конкурсы проектов в рамках каждой программы.
26. Организации и творческие группы разрабатывают проекты и представляют их на конкурс.
27. Министерство науки проводит распределение ресурсов между приоритетными направлениями и

госзаказами в области НТП.
28. Совет каждой программы распределяет ресурсы между проектами.
29. Советы программ (консорциумы) заключают контракты по проектам, выигравшим конкурс.
30. Министерство науки разрабатывает и утверждает механизмы контроля реализации приоритетных

направлений, программ и проектов.
31. Организации и коллективы выполняют проекты и программы, поэтапно представляя отчеты о ходе

работ и расходовании средств.
32. По окончании года руководство проектов и программ представляют отчеты по результатам и

затратам.
33. Министерство науки с привлечением экспертов анализирует результаты работ, сопоставляет с

заданиями и формирует предложения по корректировке программ и проектов.
34. Делаются мониторинг и оценка переходящих и новых разработок, результаты передаются в

Министерство науки.
35. На основе сделанных оценок Министерство науки готовит доклад Правительству о результатах

реализации приоритетных направлений и программ, а также предложения на перспективу, которые

согласуются с Министерством экономики и затем рассматриваются Правительством.
36. Одновременно в рамках Министерства науки и руководства приоритетными направлениями и

программ по результатам анализа реализации приоритетных направлений и изменения условий

формулируются предложения по корректировке приоритетных направлений, программ, механизмов и

критериев выделения и реализации приоритетных направлений, программ и критически важных технологий.
37. Эта информация, а также новые цели РФ служат основанием для уточнения

социально-экономических целей и направлений развития РФ, и начинается новый годовой цикл разработки.

См. также

Ключевые понятия инновационного менеджмента

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности

Малый бизнес и инновационная деятельность

Организация управления инновационной деятельностью

Правовая защита интеллектуальной собственности

Риск в инновационной деятельности и методы его снижения

Рынок инновационной продукции

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика