Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности

Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с

непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических,

социально-экономических и других проблем.
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
§ конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам
§ конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и

услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка
§ конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого

качества по ценам рынка в целях удержания потребителей
§ конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства
§ конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний

потребителей, а также на все изменения экономики
§ конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития

инновационного предпринимательства.
Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две

основные группы.
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних

факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также

параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне

среды непосредственного влияния организации.
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние

на уровень конкурентоспособности организации (элементы).
С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской

организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют

элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и

внутренние фактор (см. рисунок).
Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает

адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации,

обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих

субъектов.
Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому

фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства.

Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности

предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей

взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов

(технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития

науки).
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой

продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников

(интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда.

Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного

поиска.
В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними

научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к

проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих

важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших

научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии

внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические

консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших

достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию

экономического механизма научно-технического прогресса.
Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его

формировании:
§ развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения

НИОКР
§ заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией
§ приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)
§ покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность
§ инвестировать в предпринимательскую деятельность.

 


 
Рисунок: Основные факторы конкурентоспособности инновационной организации

Конкурентоспособность инновационной организации

Элементы, непосредственно влияющие на уровень  Полезный эффект производимых товаров  

Цена потребленияпроизводимых товаров  Эффективность производства
 
Внутренние факторы  Технический уровень и темпы обновления продукции  

Темпы обновления технологии  Рыночная стратегия  Организация производства 

 Престиж организации  Наличие и полнота использования капитала  

Наличие и полнота использования трудовых ресурсов
 
Внешние факторы  Уровень конкурентоспособности соперничающих организаций  

Государственная экономическая политика в странах-импортерах товаров и услуг  

Государственная экономическая политика в странах-экспортерах товаров и услуг

 

См. также

Инновации и инновационные процессы

Инновационная стратегия развития организации

Инновации и проектное управление

Ключевые понятия инновационного менеджмента

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе,
 ориентированные на решение научно-технических проблем

Малый бизнес и инновационная деятельность

Общая схема формирования и реализации приоритетных направлений НТП

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика