Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по

различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном

(государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы,

постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
§ правовые вопросы функционирования экономики страны
§ законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и

услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции,

безопасности и охраны труда и др.
§ законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров,

ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей

природной среды
§ правовое регулирование формирования и функционирования организации.
Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринимательства

занимает принятая в 1993 году Конституция РФ.  С 1 января 1995 года первой частью ГК РФ и с 1 марта

1996 года второй частью ГК РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской

деятельности.
Постановлением Правительства РФ “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных

научных центров РФ” от 25 декабря 1993 года № 1347 определены основные направления деятельности

научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование:
§ проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР
§ поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-эксперементальной базы, обновление

основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации

действующей стендовой, метрологической и производственной базы центров
§ информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе

зарубежной, а также на пользование электронными информационными сетями, в том числе международными
§ подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров
§ участие в международном научно-техническом развитии.
Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация Федерального

закона “О науке и государственной научно-технической политике” от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ.

Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической

деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг), определен

порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями

которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического

потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ и т.п.
В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной

власти субъектов РФ в области формирования и реализации научно-технической политики, порядок

организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности, порядок финансирования

и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической политики.
Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет российское

законодательство в области обеспечения и сертификации качества (закон РФ “О защите прав

потребителей”, закон РФ “О стандартизации”, закон РФ “О сертификации продукции и услуг”).
Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях

обеспечения:
§ безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
§ технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции
§ качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и

технологии
§ единства измерений
§ экономии всех видов ресурсов
§ безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных

катастроф и других чрезвычайных ситуаций
§ обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов

осуществляется в целях:
§ создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на

едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом

сотрудничестве и международной торговле
§ содействия потребителям в компетентном выборе продукции
§ защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)
§ контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
§ подтверждения показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.
Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита

интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на

результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт

как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива),

выступающий в различных формах:
§ научные открытия и изобретения
§ результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ
§ образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также

оригинальные научно-производственные услуги
§ оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого

характера, включая сферу маркетинга
§ новые технологии, патенты и т.д.
Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое

регулирование подразделяется на ряд самостоятельных  функциональных сфер: авторское право,

промышленная собственность, научная собственность и др.
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с

созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.
Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных,

художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать.
Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти.
Авторское право распространяется на любые творческие результаты, независимо от формы, назначения и

достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры,

инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д., т.е. все то, что

подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конкуренции.
Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной собственности в различных формах (патентные

права, ноу-хау, программная продукция и т.д.) являются предметом купли-продажи, а также могут

служить паевым вкладом или частью уставного капитала организаций (финансово-инвестиционных

корпораций).
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции,

принципы, открытия, факты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6, п.4).
Авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж и

т.д.).
На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в них знака ©, после которого

пишется фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого

знака в Российском авторском обществе не требуется (ст.9 упомянутого Закона).
Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе защита интеллектуальной собственности,

осуществляется следующими нормативными актами: см. Приложение № 1.

Нормативно-методическое обеспечение

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию

системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих

нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального

(государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы

нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:
§ нормативные акты
§ стандарты
§ методики, положения, инструкции и т.п.
В свою очередь стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт, европейский стандарт,

государственный стандарт стран СНГ, государственный стандарт России, региональный стандарт,

отраслевой стандарт, стандарт организации и т.п.
Примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента

организации см. в Приложении № 2.

Финансовое и материальное обеспечение

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного

обеспечения.
Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование

инновационной деятельности.
Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с

другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских

работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями,

трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две

функции: распределительную и контролирующую.
Принципы организации финансирования:
§ четкая целевая ориентация системы – ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения

современных научно-технических достижений
§ логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов
§ множественность источников финансирования
§ широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга

технических новинок и направлений их практического использования
§ адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы

финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью

поддержания максимальной эффективности.
Основные задачи финансирования:
§ создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок

во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической

перестройки
§ сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных

направлениях развития
§ создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и

техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Информационное обеспечение и статистика инноваций

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о

государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ

от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического

сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и

организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности,

специализирующихся на сборе  и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между

собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов

научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и

содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и

организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам

источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
§ всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ
§ российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития

(Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства

науки и технологий РФ
§ государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ
§ библиотека РАН
§ библиотека по естественным наукам РАН
§ отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 года, разработана на единых

международных подходах и стандартах.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных

организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного

описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по

статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в

практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства

промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый

рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ

по сбору и анализу соответствующей информации.
Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по  статистике

науки и инноваций играет Евростат – Статистическая служба Евросоюза.  В 1969 году Евростатом была

разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в

настоящее время действует редакция 1992 года), являющаяся основой для сбора данных  о бюджетных

ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах –

членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании

науки в ЕС.
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных

предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
§ инновационная активность предприятий
§ источники информации об инновациях
§ цели инновационной деятельности
§ затраты на технологические инновации
§ исследования и разработки
§ количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок
§ технологический обмен
§ методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций
§ результаты инновационной деятельности
§ факторы, препятствующие инновациям.

См. также

Инновации и инновационные процессы

Инновационная стратегия развития организации

Инновации и проектное управление

Ключевые понятия инновационного менеджмента

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика