Комплексное обеспечение инновационной деятельности
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по
различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном
(государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы,
постановления правительства и федеральных органов управления, государственные
стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по
следующим направлениям:
§ правовые вопросы функционирования экономики
страны
§ законы и нормативные акты по системам стандартизации,
метрологии, сертификации товаров и
услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции,
безопасности и охраны труда и др.
§ законы и нормативные акты по
регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров,
ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей
природной среды
§ правовое регулирование формирования и
функционирования организации.
Основное место в системе правового обеспечения
инновационной деятельности и предпринимательства
занимает принятая в 1993 году Конституция РФ. С 1 января 1995 года первой частью ГК РФ и с 1 марта
1996 года второй частью ГК РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской
деятельности.
Постановлением Правительства РФ “О первоочередных мерах по
обеспечению деятельности государственных
научных центров РФ” от 25 декабря 1993 года № 1347 определены основные направления деятельности
научных центров, по которым осуществляется целевое
финансирование:
§ проведение фундаментальных, поисковых,
опытно-конструкторских, технологических и других НИР
§ поддержание и
развитие научно-исследовательской и опытно-эксперементальной базы, обновление
основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации
действующей стендовой, метрологической и производственной базы
центров
§ информационное обеспечение, включая приобретение
научно-технической литературы, в том числе
зарубежной, а также на пользование электронными информационными сетями, в том
числе международными
§ подготовка и переподготовка
высококвалифицированных кадров
§ участие в международном
научно-техническом развитии.
Для развития инновационного предпринимательства
большое значение имеет реализация Федерального
закона “О науке и государственной научно-технической политике” от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ.
Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической
деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг), определен
порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями
которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического
потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ и
т.п.
В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и
органов государственной
власти субъектов РФ в области формирования и реализации научно-технической политики, порядок
организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности, порядок финансирования
и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической
политики.
Важное значение в повышении эффективности инновационной
деятельности имеет российское
законодательство в области обеспечения и сертификации качества (закон РФ “О защите прав
потребителей”, закон РФ “О стандартизации”, закон РФ “О сертификации
продукции и услуг”).
Стандартизация как деятельность по установлению норм,
правил и характеристик осуществляется в целях
обеспечения:
§ безопасности продукции, работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества
§ технической и информационной
совместимости и взаимозаменяемости продукции
§ качества продукции, работ
и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и
технологии
§ единства измерений
§ экономии всех видов
ресурсов
§ безопасности хозяйственных объектов с учетом риска
возникновения природных и техногенных
катастроф и других чрезвычайных ситуаций
§ обороноспособности и
мобилизационной готовности страны.
Сертификация как деятельность по
подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов
осуществляется в целях:
§ создания условий для деятельности
хозяйствующих субъектов различных форм собственности на
едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом
сотрудничестве и международной торговле
§ содействия потребителям в
компетентном выборе продукции
§ защиты потребителя от недобросовестности
изготовителя (продавца, исполнителя)
§ контроля безопасности продукции
для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
§ подтверждения
показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.
Одним из
направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита
интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на
результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами
государства.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности
составляет интеллектуальный продукт
как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива),
выступающий в различных формах:
§ научные открытия и
изобретения
§ результаты научно-исследовательских, конструкторских,
технологических и проектных работ
§ образцы новой продукции, новой
техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также
оригинальные научно-производственные услуги
§ оригинальные
консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого
характера, включая сферу маркетинга
§ новые технологии, патенты и
т.д.
Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и
требований по их охране, правовое
регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право,
промышленная собственность, научная собственность и др.
Авторское право
представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения,
связанные с
созданием и использованием определенного интеллектуального
продукта.
Авторское право предусматривает исключительное право автора
оригинальных научных, литературных,
художественных и других произведений размножать их любыми методами и
продавать.
Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее
50 лет после его смерти.
Авторское право распространяется на любые творческие
результаты, независимо от формы, назначения и
достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры,
инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д., т.е. все то, что
подлежит защите против возможного недобросовестного использования и
конкуренции.
Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной
собственности в различных формах (патентные
права, ноу-хау, программная продукция и т.д.) являются предметом купли-продажи, а также могут
служить паевым вкладом или частью уставного капитала организаций (финансово-инвестиционных
корпораций).
Авторское право не распространяется на идеи, методы,
процессы, системы, способы, концепции,
принципы, открытия, факты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
статья 6, п.4).
Авторское право распространяется на произведения,
существующие в какой-либо объективной форме:
письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж и
т.д.).
На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в
них знака ©, после которого
пишется фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого
знака в Российском авторском обществе не требуется (ст.9 упомянутого
Закона).
Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе защита
интеллектуальной собственности,
осуществляется следующими нормативными актами: см. Приложение № 1.
Нормативно-методическое обеспечение
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию
системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих
нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального
(государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы
нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего
уровня.
Нормативно-методические документы могут быть следующих
видов:
§ нормативные акты
§ стандарты
§ методики,
положения, инструкции и т.п.
В свою очередь стандарты могут быть следующих
видов: международный стандарт, европейский стандарт,
государственный стандарт стран СНГ, государственный стандарт России, региональный стандарт,
отраслевой стандарт, стандарт организации и т.п.
Примерный перечень
нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента
организации см. в Приложении № 2.
Финансовое и материальное обеспечение
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного
обеспечения.
Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного
менеджмента является финансирование
инновационной деятельности.
Финансовое обеспечение любого хозяйствующего
субъекта охватывает денежные отношения организации с
другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских
работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями,
трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две
функции: распределительную и контролирующую.
Принципы организации
финансирования:
§ четкая целевая ориентация системы – ее увязки с
задачей быстрого и эффективного внедрения
современных научно-технических достижений
§ логичность,
обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и
механизмов
§ множественность источников финансирования
§ широта
и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга
технических новинок и направлений их практического
использования
§ адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную
настройку, как всей системы
финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью
поддержания максимальной эффективности.
Основные задачи
финансирования:
§ создание необходимых предпосылок для быстрого и
эффективного внедрения технических новинок
во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической
перестройки
§ сохранение и развитие стратегического
научно-технического потенциала в приоритетных
направлениях развития
§ создание необходимых материальных условий для
сохранения кадрового потенциала науки и
техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Информационное обеспечение и статистика инноваций
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о
государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ
от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического
сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической
информации – совокупность научно-технических библиотек и
организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности,
специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между
собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Цель создания
ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных
ресурсов
научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и
содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным
органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование,
ведение и
организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам
источников НТИ и направлениям науки и техники,
относятся:
§ всероссийский научно-технический информационный Центр
Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский Центр межотраслевой
информации Министерства экономики РФ
§ российское объединение
информационных ресурсов научно-технического развития
(Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский
Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства
науки и технологий РФ
§ государственная публичная научно-техническая
библиотека Министерства науки и технологий РФ
§ библиотека
РАН
§ библиотека по естественным наукам РАН
§ отраслевые
библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в
1989 года, разработана на единых
международных подходах и стандартах.
Международные стандарты в статистике
науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных
организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного
описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по
статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в
практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства
промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый
рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ
по сбору и анализу соответствующей информации.
Активную роль в создании
новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике
науки и инноваций играет Евростат – Статистическая служба Евросоюза. В 1969 году Евростатом была
разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в
настоящее время действует редакция 1992 года), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных
ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах –
членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании
науки в ЕС.
Система статистических показателей, характеризующих
инновационную деятельность промышленных
предприятий (основные показатели), строится по следующим
разделам:
§ инновационная активность предприятий
§ источники
информации об инновациях
§ цели инновационной
деятельности
§ затраты на технологические
инновации
§ исследования и разработки
§ количество совместных
проектов по выполнению исследований и разработок
§ технологический
обмен
§ методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-,
процесс-инноваций
§ результаты инновационной
деятельности
§ факторы, препятствующие инновациям.
См. также
Инновации и инновационные процессы
Инновационная стратегия развития организации