Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа "Инновационный менеджмент"

 


Статья опубликована в газете "За науку" 

1.      Предпосылки.

В последние годы все больше примеров (а их уже сотни), когда фирмы за год-два резко повышают конкурентоспособность и удваивают объемы продаж (прибыль при этом растет не менее, чем в 3-4 раза) за счет   активизации и реализации своего инновационного потенциала. Под инновациями имеются в виду любые изменения, новшества, включая организационные, реализация которых приводит к улучшению результатов.

Известно также, что творческий инновационный потенциал в России в несколько раз выше, чем за рубежом и это одно из главных конкурентных преимуществ нашей страны. Активизация и реализация инновационного потенциала является главным резервом удвоения темпов экономического развития и ВВП. Это стало понятно на уровне Правительства, которое приняло решение о создании к 2010 г. инновационной системы развития страны. Пилотный проект на уровне субъекта федерации уже реализуется с начала этого года на примере Московской области. Он включает разработку инновационной программы, состоящей из сотен проектов, доведение этих проектов до конкурентоспособно развивающихся бизнесов, реализуемых в основном через малое и среднее предпринимательство, а на крупных предприятиях – через создание бизнес-единиц и дочерних инновационных фирм. Фирмы, делающие бизнес на новых конкурентоспособных продуктах и технологиях ужен возникают десятками, а будут – сотнями в год.

Для снижения рисков и ускорения инновационного процесса в области создается инновационная инфраструктура (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды и т.п.). И проектам, и инновационному предпринимательству, и организациям инновационной инфраструктуры не хватает практического опыта и знаний, а больше всего – специалистов. А их собственникам и руководителям – понимания стратегических возможностей и слабых мест инноваций.

Таким образом, в ускорении инновационного процесса заинтересованы и бизнес, и власти, и в частности – все базовые организации МФТИ, включая академические. В ближайшие два-три года сфера инновационного предпринимательства  будет развиваться очень высокими темпами.

 

2.      Дефицит инновационных менеджеров. Кто может ими стать?

Однако путь от идеи к успешному бизнесу тернист, имеет много специфических особенностей и для получения успеха требуется специфическое управление. В связи с этим в мировой практике выделилась специальная ветвь управления – инновационный менеджмент.

Необходимым условием финансового успеха как отдельного инновационного проекта, так и инновационной программы крупной организации, является наличие квалифицированной проектной команды, включающей не только исследователей и конструкторов (как это у нас чаще всего и бывает), но и специалистов по инновационному менеджменту, способных реально продвигать новые продукты на рынок, обосновывать и принимать выгодные финансовые и организационные решения, активно владеть методами проектного управления и т.п.

Собственником и инновационным предпринимателям также  полезно использовать уже наработанные в России опыт и технологии управления изменениями и венчурным капиталом.

Анализ показывает, что имеется острейший (более 70%) дефицит таких специалистов – практиков, команд и особенно руководителей инновационных проектов, хотя это уже достаточно высокооплачиваемая работа. Объясняется это тем, что готовых специалистов практически нет и далеко не всякий (по нашим оценкам – не более 10%) имеет потенциальные способности стать успешным руководителем инновационного проекта, а тем более – комплекса инновационных проектов, причем большинство этих людей не догадывается о своих способностях и их еще нужно выявлять. Хорошим специалистом (по продвижению инноваций на рынок,  по финансам, управлению персоналом и т.п.) по нашему опыту может стать при определенном желании и упорстве 60-70% людей, имеющих высшее образование.

В более выгодном положении оказываются те, кто прошел хотя бы четыре курса обучения на любом факультете МФТИ или аналогичных физтеховской системе других ВУЗов. Для них эти доли составляют 20% и 90% соответственно. Это связано прежде всего с прикладной ориентацией ума, высокой работоспособностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям и проблемам, с умением использовать современный научный инструментарий для решения новых проблем.

Если Вы, читатель относитесь к этой категории и склонны к инновациям, то рекомендуем в первую очередь  попробовать себя в инновационном менеджменте: у Вас наибольший шанс найти и реализовать себя в качестве руководителя инновационного проекта. Впрочем это пожелание относится и ко всем другим, и особенно – желающим стать хорошим специалистом.

Возникает вопрос: где и как можно получить такую практическую подготовку (переподготовку)?.

 

3. Возможности подготовки.

Несмотря на дефицит кадров в РФ уже имеется практический опыт успешной реализации инновационных предпринимательских проектов, есть специалисты, консультанты - носители этого опыта и есть наработанные программы переподготовки и подготовки. В частности в Ш коле менеджмента МФТИ, созданной по инициативе Администрации области, уже более 10 лет идет практическая подготовка и переподготовка по инновационному менеджменту.

Выпущено более 200 специалистов с дипломом государственного образца, многие из которых стали классными высококвалифицированными специалистами и руководителями проектов, организаций, успешными бизнесменами.

Более 500 человек переподготовлено на предприятиях на рабочих местах, причем все эти предприятия кратно улучшили свои финансовые результаты.

Пять лет назад  МФТИ был выбран министерством высшего образования в качестве пилотного вуза для отработки учебных программ по инновационному менеджменту. Была создана кафедра инновационного менеджмента, которая и ведет занятия у студентов МФТИ, в Школе менеджмента и Центре дополнительного профессионального образования для всех желающих. Наработаны учебные программы, методики, методические материалы, все привлекаемые к занятиям специалисты активно работают в консалтинговых фирмах, в инновационных проектах, в бизнесе.

Основные особенности подготовки и переподготовки:

-  даются практические навыки, поскольку преподают только те консультанты и специалисты, которые сами не раз реализовали свои рекомендации на практике;

- программа подстраивается под решение проблем фирм, от которых пришли слушатели;

-  около половины времени тратится на командную работу и стажировку в реальных проектах по повышению конкурентоспособности конкретных фирм, приславших слушателей или фирм, желающих взять слушателей на работу;

- при этом сохранаяется высокая физтеховская требовательность к уровню знаний и умений выпускников;

- Школа и Центр дополнительного профессионального образования МФТИ помогают трудоустройству успешно прошедших курс (за 10 лет пока  не было примера, чтобы это не удалось).

Основной вариант подготовки – годовой курс (вечерняя или очно-заочная форма), завершающийся вручением диплома о профессиональной переподготовке по инновационному менеджменту со специализациями: управление проектами, маркетинг и продажи, управление финансами, управление персоналом, управление развитием и информационные технологии. Около половины слушателей – выпускники других ВУЗов.

Для предприятий выгоднее всего направлять по 3-5 человек, которые пройдут как индивидуальную, так и командную подготовку и в процессе переподготовки разработают и реализуют на предприятии программу изменений, существенно улучшающую его финансовые результаты.

Возможны и другие формы и варианты.

А.  для предприятий, включая базовые организации МФТИ:

- одномесячная (40 и 100 часов) целевая практическая переподготовка и реорганизация, например, коммерческой службы, финансовой службы;

- трехмесячная переподготовка с возможностью продолжить еще полгода и получить диплом;

-         любой из этих вариантов, проводимый на предприятии (поток до 100 человек, охватывающий все службы);

Б. Для любых лиц с 4-5летним образованием:

- продолжение годового курса и получение еще через год диплома по второму образованию;

- получение высшей квалификации в аспирантуре МФТИ.

Центр дополнительного профессионального образования МФТИ держат двери открытыми для Вас, будущие высококвалифицированные инновационные менеджеры. 

Заведующий кафедрой инновационного менеджмента МФТИ,  д.т.н., профессор Ириков В.А.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика