Адрес e-mail:

Комплект оборудования ЦДПО для трансляции занятий в интернет окончательно введен в эксплуатацию

Комплект неожиданно даже для меня оказался "мастером на все руки". Когда постепенно, как пазл, собираешь разнородную аппаратуру в единую систему, по ходу дела выявляя и по возможности исправляя различные технические проблемы, немудрено в итоге получить не то, что собирался сделать, а нечто даже большее.  


Причем одним из основных принципов  в построении этой системы была максимальная простота ее использования со стороны преподавателей и учеников. Мне кажется, что мы уже приблизились к идеалу, который для меня выгладит так:

  •   Преподаватель – средних лет дядечка, в тайне недолюбливающий все эти компьютеры и иже с ними, но вынужденный освоить азы использования MS Windows и MS Office, и на большее категорически не согласный. Он с большим сомнением относится к возможности обеспечить хоть мало-мальски сносное дистанционное обучение, поэтому любой косяк со стороны аппаратуры и софта для него - повод бросить эти эксперименты со словами «я же говорил…» То есть все должно работать безупречно и не быть сложным. В идеале – у преподавателя - карандаш и бумага, и знакомая очная аудитория. Дистанционная аудитория должна восприниматься так, чтобы через пять минут общения с ней преподаватель забывал, что она – дистанционная.
  •   Очная аудитория. Ее не интересует кучка оборудования и обслуживающий ее методист. Все, что нужно – видеть преподавателя, слышать его, задавать в любой момент ему вопросы, видеть его презентационные материалы, в том числе и то, что преподаватель пишет карандашом на бумаге. Дистанционная аудитория должна восприниматься так, чтобы с ней можно было не только обмениваться репликами по очереди, но и ругаться, перекрикивая друг друга (обеспечить это - весьма нетривиальная задача).
  •   Дистанционная аудитория. Она хочет быть «очной». Этим все сказано. Она не желает ущемления своих прав: она хочет все видеть, слышать, говорить, как это делает очная аудитория. При этом лица «внешних» учеников (если они показываются) не должны быть огромными – на половину экрана проектора, а их голоса – «голосом с небес». Но на молчание и полную незаметность они тоже не согласны. Все должно быть естественным, воспринимаемым без напряжения.
  •   Техника, софт и методист. Они должны завязать весь этот гордиев узел разнородных пожеланий в гармоничное, единое и удобное для всех учебное пространство. Причем система должна еще и записывать занятия, чтобы отсутствующие ученики не выпадали из учебного процесса и имели возможность посмотреть запись занятия с достойным качеством. В идеале методиста не должно быть вовсе. Техника должна выполнять свою роль автоматически. Но увы, по всей видимости эта функция будет реализовываться в системах следующего поколения. А пока должен быть кто-то, кто наводит куда следует камеру, переключает микрофоны, включает разные типы демонстраций (презентация, фильм, показ документов или бумаги с карандашом, демонстрация экрана компьютера и т.д.) , следит за качеством трансляции, помогает «внешним» ученикам, если у тех возникли технические проблемы. И все это делать незаметно для всех, без диктата и нервотрепки. Короче, методист не должен быть «фотографом на свадьбе».


Это центральная задача, так сказать, обеспечение удобного вебинара, но система оказалась полезной для кое-чего еще. А именно:

  •   Можно записывать, а затем редактировать достаточно качественное видео и звук. Это позволяет создавать учебное видео. При этом при записи система обеспечивает оперативное и простое переключение «на лету» между камерами (обзорная камера, портрет-камера, документ-камера, презентация или экран компьютера). Обзорная камера при этом обеспечивает 12-кратный, а документ-камера - 16-кратный оптический зум. Портретная камера может автоматически следить за лицом.
  •   Записанные на предыдущем этапе видео- и аудио-записи можно сплитить (совмещать) с презентацией, записью экрана, интерактивными элементами, тестами… а готовый материал записывать в виде flash-ролика, исполняемого файла или SCORM-пакета (для систем дистанционного обучения).
  •   Можно устраивать разные типы вебинаров, построенные на принципах, перечисленных выше, используя различные платформы для вебинаров, например, Adobe Connect.
  •   Транслировать занятия на сервисы потокового вещания, причем сжатие видео происходит «на лету» аппаратным кодером. То есть трансляция формируется на низком уровне и практически не тратит ресурсы компьютеров преподавателя и методиста.
  •   Созваниваться с SIP-абонентами или с абонентами видео-конференц-связи по протоколу H.323. Это позволяет, например, устраивать видеоконференции с правительственными чиновниками или западными университетами, которые такой вид связи любят.
  •   Часть системы реализована в портативном формате, что позволяет отключать ее от основного комплекта и обеспечивать запись видео, вебинары, трансляцию на выезде. Мы называем эту часть выездным комплектом. И при необходимости в него можно включить портативный проектор и интерактивную доску. В своем самом тяжелом варианте выездной комплект занимает два удобных кейса, что позволяет без особого труда транспортировать его в общественном транспорте и оперативно разворачивать его везде, где необходимо. Все компоненты выездного комплекта имеют автономное питание.
  •   Система включает в себя два обычных универсальных рабочих места, используя которые можно управлять системами дистанционного обучения, работать с документами и.т.п.


Мы не делаем никакого секрета ни из состава оборудования и программного обеспечения, ни из способов его настройки. Если Вам интересен наш опыт, мы поделимся. Пишите на почту cdpo@mipt.ru


Олег Храмов, инженер ЦДПО МФТИ



Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях