Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Стратегический менеджмент

Курс является одним из системообразующих при целевой подготовке менеджеров (особенно инновационных):

  • методологической основой стратегического управления являются системный подход и программно-целевое управление, соответственно курс развивает у слушателей системное, стратегическое мышление;

  • с практической точки зрения именно стратегия, определяющая цели и приоритеты развития, а также политики достижения целей обеспечивает концентрацию ресурсов на главных направлениях развития, координацию усилий всех подразделений и реальное достижение результатов предприятия, бизнеса, проекта;

  • более трети времени курса посвящается разработке и сопровождению реализации практически ориентированного проекта, разрабатываемого проектной командой из слушателей и использующего все базовые дисциплины программы обучения (маркетинг, управление финансами, кадрами и др.);

  • стратегическое управление по сути управление изменениями (инновациями), поэтому в курс включены основные прикладные задачи и методы инновационного менеджмента: от оценки инновационного потенциала до его активизации и реализации с доведением инноваций до конечного (финансового, рыночного) результата.


Основные цели курса

  • дать слушателям основные понятия с примерами успешной разработки и реализации стратегий конкурентоспособного развития российских предприятий;
  • развить стратегическое мышление и освоить методы и алгоритмы решения основных задач принятия стратегических решений;
  • получить основные необходимые на практике навыки разработки и сопровождения реализации проекта документа «Стратегия развития фирмы» (и/или создания нового конкурентоспособного бизнеса);
  • активно и комплексно использовать для разработки проекта стратегии знания, полученные по другим дисциплинам программы.

Содержание программы

1. Что такое стратегия и что она дает российским предприятиям и корпорациям. Примеры успешной реализации стратегий конкурентоспособного развития российских предприятий и корпораций. Основные понятия и элементы стратегии (цели, потенциал, ключевые проблемы, стратегические альтернативы, приоритеты, политики и др.).

2. Состав и содержание типового документа «Стратегия развития фирмы». Учет российских особенностей.

Работа в проекте: обсуждение ключевых проблем предприятий, связанных со слушателями, формирование тем для групповых проектов.

3. Основные этапы разработки и реализации стратегии, организация первоочередных работ. Особенности разработки корпоративной стратегии.

Работа в проекте: формирование проектных команд из слушателей, обсуждение регламента разработки стратегии и основных особенностей каждого проекта, предварительный SWOT-анализ.

4. Структура целей и критериев их достижения и целевых установок. Инструмент дерева «цели-средства». Методики формирования стратегических альтернатив развития (сценарный подход, инструмент дерева вариантов и др.). Задача оценки инновационного потенциала достижения цели, параметрический метод оценки потенциала «затраты-эффект».

Работа в проекте: разработка в проекте раздела «Цели и целевые установки», первая итерация оценки потенциала достижения целей.

5. Активизация инновационного потенциала, «мозговой штурм» и мотивация на результат. Методики повышения реализуемости проектов изменений (система сбалансированных показателей, система управления рисками, организация службы управления изменениями и др.). Регламент и алгоритм выделения приоритетных изменений. Примеры.

Работа в проектах: проведение мозгового штурма, оценка эффективности и рисков проектов изменений, оценка потенциала и выделение приоритетов, предварительное определение критериев оценки результатов деятельности подразделений.

6. Анализ и выбор рыночной политики. Примеры. Задача и методы выбора выгодной ассортиментной (продуктовой) политики. Стратегический маркетинг и программы продвижения новой продукции на рынок. Регламенты формирования ценовой политики, стратегии конкурентной борьбы, формирования стратегических партнеров, отраслевой и региональной политики продаж.

Работа в проекте: подготовка раздела «Рыночная политика».

7. Анализ и выбор производственно-технической политики. Формирование и оценки инновационных и инвестиционных проектов. Техперевооружение повышение инвестиционной привлекательности, привлечение и организация эффективного использования инвестиций. Примеры.

Работа в проекте: подготовка раздела «производственно-техническая политика».

8. Анализ и выбор кадровой политики и политики организационного строительства. Создание системы управления.

Работа в проекте: подготовка разделов «кадровая политика» и «служба управления изменениями».

9. Оценка финансовой реализуемости стратегии, оценка сроков выхода программы изменений на самофинансирование, сроков окупания и двойного окупания. Методика и алгоритмы. Разработка финансово-экономической политики. Примеры.

Работа в проекте: подготовка разделов «финансово-экономическая политика», проведение расчетов и обеспечение финансовой реализуемости стратегии.

10. Организация реализации инновационных проектов. Создание и координация работы инновационной инфраструктуры на предприятии, корпорации, территории. Формирование и целевая подготовка команд и бизнес-единиц способных довести инновационный проект до рыночного и финансового результата. Особенности реализации инновационных проектов (управление рисками, венчурное финансирование, модификация проектного управления и др.).

Работа в проекте: планирование организации реализации одного из приоритетных инновационных проектов.

11. Написание, презентация и обсуждение проекта документа «Стратегия развития фирмы».

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление/Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарика, 2002, 291с..
  3. Ириков В.А. Технологии стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы (с дискетой). М.: - УНПК МФТИ, Школа менеджмента, 1997.
  4. Балашов В.Г., Ириков В.А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: «Издательство ПРИОР» 2002. – 512с.
  5. Балашов В.Г., Ириков В.А., Токарев В.Д. Опыт реформирования: четырехкратный рост и техперевооружение. М. Приор. 2002.
  6. Леонтьев С.В., Масютин С.А., Тренев В.Н. Стратегия успеха. – М.: Новости, 2000, 335с.
  7. Johnson, K.Scholes. Exploring corporate strategy. Prentice Hall, NewYork, 1998, 729с.
  8. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2000, 283с.
  9. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. Управление стоимостью предприятия./ Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2003, 720с.
  10. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять организациями. М.: СИНТЕГ, 2004, 388с.
  11. Кемпбелл Э., Лачс К. Стратегический синеригзм (2+2+5) С.-П., ПИТЕР, 2004, 414с.
  12. Балашов В.Г., Ириков В.А., Ларин В.Я. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов. – М.: ООО «Витос», 2004, 180с.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика