Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

09.00.08 Философия науки и техники

 

 

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

09.00.08 - «Философия науки и техники»

по философским наукам

Введение

Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.

Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания.

В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей.

Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники.

1.  Наука как вид духовной деятельности. Основные периоды в ист ории науки

Исторические предпосылки формирования научного знания и устойчивого развития. Ремесленная и ученая традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания.

Архаическая наука, ее специфика и формы организации География архаической науки и ее основные достижения.

Древнегреческая наука и основные периоды ее развития Зарождение научно-теоретического способа мышления и социокультурные основания этого процесса. Основные персоналии и достижения греческой науки. Наука и техника эпохи эллинизма как высший этап в развитии естественнонаучной традиции мышления античности.

Арабская наука и ее роль в развитии европейской науки. Главные центры развития арабской науки. Ключевые персоналии и основные достижения.

Средневековая наука и наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию. Роль средневековой науки в становлении науки Нового времени.

Наука Нового времени: от Н. Коперника до И. Ньютона. Понятие классической науки (классический идеал научного знания). Роль философии в этом процессе. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового метода научного познания. Г. Галилей как основатель эмпирического естествознания. Вклад И. Ньютона в формирование классического периода в развитии науки. Развитие научного знания в XVIII  и  XIX  в еках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX  веке. «Кризис» в физике на р убеже веков и его роль в развитии науки XX века.

Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке.

Научно-техническая революция и ее влияние на характер развития науки в XX веке. Роль науки в развитии общества. Социальные последствия НТР.

2.  Наука в системе мировоззренческой ориентации. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте

Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации. Дилемма сциентизма и антисциентизма, ее истоки, пути и способы разрешения

Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический и методологический сциентизм Основные постулаты социологического сциентизма. Технологический детерминизм как современная форма социологического сциентизма. Идеи сциентизма в современной футурологии.

Научно-технический и общественный прогресс, их взаимодействие, роль общественного прогресса в эволюции науки. Влияние НТП на социальную эволюцию. Является ли внутренняя логика НТП определяющей в развитии общества? Место человека в решении дальнейшей судьбы  нашей цивилизации Социальный сцие нтизм и гуманизм.

Культурологический сциентизм и его сущность. Наука и другие формы духовного освоения мира человеком, их общие основания и различия. Влияние науки на развитие других форм общественного сознания. Влияние нравственно – эстетических и политических императивов на развитие научного мышления Влияние философских идей на развитие научного мышления Человеческие измерения научного познания: познание и самовыражение личности, познание и оценка, познание и коммуникация. Объективность и социокультурная обусловленность научного знания. Роль личности в формировании научного знания и способов его выражения. Современная социология познания о социокультурной обусловленности знания.

Методологический сциентизм и его предпосылки. Является ли оправданной ориентация в формировании образа науки только на точные науки?

Автономия науки в сциентистской интерпретации. Интернализм в трактовке процесса развития науки.

Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм как продукт попыток осмысления социокультурных последствий НТП. Гуманистическая направленность антисциентистских идей. Антисциентизм и «наукофобия».

3.  Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания

Природа научного знания и его основные характеристики. Научное знание как продукт рациональной деятельности, которому присущи доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Особенности предмета, средств и методов науки. Цели науки, внешние и внутренние стимулы ее развития. Гносеологическая обусловленность различных представлений о природе научного знания и его критериях.

Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории научного мышления. Методология дедуктивизма и ее подход к определению критерия научности знания. Становление опытных наук и кризис математического идеала научности.

Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивизм как методологическая и логическая форма реконструкции этого идеала. Индуктивная выводимость как критерий научности знания. Проблема обоснования, индукции и кризиса индуктивного идеала научности знания.

Верифицируемость как критерий научности знания. Гносеологические основания принципа верифицируемости, его основные идеи. Парадоксы принципы верифицируемости и границы его применимости. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки.

Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К. Поппера и его гносеологические основания. Определение фальсифицируемости научных теорий, роль рискованных предсказаний, установление научного статуса теорий. Врожденная и приобретенная нефальсифицируемость теорий. Принцип фальсифицируемости и реальная практика науки.

Парадигмальная модель научности знания Т. Куна и ее гносеологические основания. Понятие парадигмы и ее место в научном познании. Роль научного сообщества в определении научного статуса теории. Достоинства и издержки парадигмального понимания научности.

Гуманитарный идеал научного знания. Деление наук на науки о природе и науки о культуре. Специфика гуманитарного знания: роль субъекта в гуманитарном познании, включение целей и потребностей субъекта в стандарты оценки научности концепций, специфика используемых методов, роль понимания в гуманитарном исследовании, диалоговый характер гуманитарного знания. Значение разработки представлений о специфике гуманитарного знания для решения вопроса о природе научного знания.

4.  Структура научного знания и его основные элементы

Уровни и этапы научного знания: основания для их выделения. Эмпирический уровень исследования, его особенности. Задачи и функции науки. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, несводимого к эмпирическому знанию. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании. Мататеоретический, или парадигмальный, уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Картина мира и стиль мышления как элементы мататеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования.

Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Проблема, вопрос, задача. Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном цикле. Научная проблема и условия ее разрешимости. Типология научных проблем. Понятие научного факта. Достоверность фактуального знания: научный факт и протокол наблюдения. Структура факта: перцептивная, лингвистическая и материально-практическая компоненты научного факта. Типология фактов. Способы получения и систематизация фактов, функции фактуального знания в научном исследовании: роль фактуального знания в выдвижении, подтверждении и опровержении гипотез. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Гносеологическое содержание закона науки. Логические характеристики суждений, в которых формулируются законы науки. Проблема природы необходимости, выражаемой в законе.

Психологическая, логическая и физическая необходимость. Способы получения и обоснования законов, функции законов в познании. Типы и виды научных законов: эмпирические и теоретические, динамические и статистические, причинные и непричинные.

Научная теория как высшая форма систематизации знания. Общая характеристика научной теории. Типология научных теорий. Теоретическая модель как элемент внутренней организации теории. Опосредованный характер теоретического знания: теория и система идеальных объектов. Способы построения и развертывания теории, роль парадигмального знания в теоретическом исследовании Математизация теоретического знания и проблема интерпретации математического аппарата теории. Семантическая и эмпирическая интерпретация значения теоретических терминов. Методологические регулятивы построения и отбора теоретических гипотез: проверяемость, непротиворечивость, простота. Принципы соответствия и дополнительности и их роль в оценке теоретического знания. Проблема соизмеримости старых и новых теорий. Различные концепции природы теоретического знания. Феноменалистическая, инструменталистская, конвенционалистская и реалистическая концепции природы теоретического знания. Наивный и критический реализм

Основные познавательные функции науки.

Научное описание и его общая характеристика. Виды описания. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности. Проблема интерпретации результатов описания. Место описания в структуре познания: критика дескриптивизма.

Научное объяснение как познавательная основная функция науки. Дедуктивно-номологическая модель объяснения, ее структура и основные компоненты. Условия адекватности объяснения. Вероятностно-индуктивная модель и ее особенности.

Объяснение и понимание: соотношение понятий. Объяснение факта и объяснение закона. Место понимания в методологии. Традиционная и психологическая трактовка понимания. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации.

Научное предсказание. Логическая структура реализации предсказательной функции. Предсказание, предвидение и прогноз. Роль дедукции, индукции и аналогии в реализации предсказания. Особенности предсказания в общественных науках. Роль предсказаний в процессе проверки и обосновании теоретических гипотез. Методы проверки предсказаний. Предсказание и ретросказание.

5.  Методология научного исследования

Цели и задачи методологического анализа научного исследования. Теория и метод. Формы существования методологического знания. Логические и эпистемологические основания методологического знания. Современные методологические доктрины и их философские основания. Рациональные приемы научного исследования: абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез и их место в научном исследовании.

Эмпирические методы научного познания. Наблюдение как метод эмпирического познания. Специфика наблюдения в науке. Структура, типы и виды наблюдения. Избирательность научного наблюдения и его обусловленность системой наличного знания. Обработка результатов наблюдения и формирования фактуального базиса науки. Интерсубъективность результатов наблюдения и способы их проверки.

Эксперимент как основной метод научного исследования. Наблюдение и эксперимент: их сходство и различие. Структура научного эксперимента. Цели и задачи экспериментальной деятельности. Типы и виды эксперимента. Этапы в проведении эксперимента. Роль и функции  теоретического знания в подготовке; пров едении и интерпретации результатов эксперимента. Воспроизводимость результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Статистические методы обработки результатов эксперимента. Особенности эксперимента в общественных науках.

Мысленный эксперимент, его сущность, сфера применения и познавательный статус. Эвристические возможности мысленного эксперимента.

Теоретические методы научного исследования Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания.

Гипотеза как основной метод построения и развития научного знания. Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода Типы и виды гипотез. Основные стадии процесса построения и развития научной гипотезы. Место индукции, дедукции и аналогии в процессе построения гипотез. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез. Методы проверки и обоснования гипотезы. Подтверждение и опровержение научных гипотез. Условия серьезности гипотезы, роль парадигмальных оснований в построении и отборе гипотез.

Метод математической гипотезы, его сущность и сфера применимости. Основные приемы построения математических гипотез и проблема их содержательной интерпретации. Эвристическая роль математики в опытных науках.

6.  Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки

Кумулятивистская модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в кумулятивизме.

Рост знания как условие сохранения эмпирического характера науки. Автономия в развитии знания и ее пределы.

Роль истории науки в оценке методологических стратегий. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания.

Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Т. Кун о природе нормальной науки: характер изменения знания в нормальной науке. Кризис нормальной науки и его симптомы: аналогия с политической жизнью. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Проблема научного прогресса в концепции Куна.

Рост и развитие научного знания в свете основных идей эволюционной эпистемологии. Базисные идеи эволюционной эпистемологии: понимание жизни как «когногенеза» (К Лоренц), онтогенетическая эволюция «ментальных структур» (Ж. Пиаже).

Эволюционный подход к пониманию развития знания К. Поппера и С. Тулмина. Эволюционная модель развития знания Д. Кэмбелла. Развитие знания в свете системной эпистемологии К. Хахлвега.

Изменение научного знания в свете основных допущений постструктурализма. Критика М. Фуко традиционной истории идей. Базовые понятия «археологии знания»: позитивность, архив, историческое априори. Понятие «дискурс». Переход к структурам власти-знания.

7.  Понятие истины в философии науки. Истина и проблема научной рациональности. Природа и структура научных дискуссий

Классическое понятие истины в философии науки. Использование семантической концепции истины в современной философии науки. Истинность и доказательность научного знания. Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.

Проблема научной рациональности в современной философии науки. Логико-эмпирический подход к рациональности: рациональность как соответствие законам разума. Рациональность как целесообразность: рациональность и цель науки. Трактовка понятия рациональности в критическом рационализме. Рациональность и истина. Научная рациональность и иные виды человеческой деятельности. Соотношение рационального и иррационального в ходе духовно-практического освоения мира человеком.

8.  Философия науки в XX веке в свете различных философских традиций мышления

Позитивистская философия науки. Наука – сама себе философия. Гносеологические основания философии позитивизма; тезис феноменализма и тезис дескриптивизма. Методологический принцип эмпиризма. Идея логического атомизма и доктрина верифицируемости как критерия познавательного значения суждений. Гипотетико-дедуктивная модель и концепция подтверждения.  Пр ограмма построения единого языка науки.

Анализ языка науки как средство решения основных проблем науки в аналитической философии.

Постпозитивистская философия науки. Изменения проблематики философии науки в постпозитивизме: проблема роста знания, проблема демаркации, проблема научной рациональности, проблема научной революции, исторический подход к построению философии науки. Гносеологические основания постпозитивистской философии науки: фаллибилизм и гипотетизм, критический реализм, эволюционный подход к пониманию развития знания.

Концепция научного знания в феноменологии Стратегия построения философии как «строгой науки». Понятие «феномена». Феноменология как онтология и метод. Понятие жизненного мира. Наука и философия. Проблема классификации наук в феноменологии. Феноменолого-герменевтическая традиция о сущности науки. Понятие «эпоха» и историческая размерность знания. Этапы развития науки: Новое время как «время картины мира», классическая наука как построение конструктов мира рациональным субъектом. Проблемы постклассической науки.

Методологическая доктрина структурализма. Представление о структурах как алгоритмах мышления и идея существования универсального кода культуры. Наука и другие формы культуры. Представление культуры как текста. Понятие «дискурс». Постмодерн и идея условности любого образа в культуре. Модерн как стратегия разрушения образов, посмодерн как ироничное переосмысление образов. Воззрения на науку в постмодернистской традиции мышления.

Радикальный конструктивизм о сути категорий и понятий науки. Понятие системы, осмысляющей самое себя. «Слепое пятно» системы. Понятие самореферентной и аутопойетической системы. Наука как система. Коммуникация в понимании радикального конструктивизма и проблема взаимоотношений науки и общества.

9.  Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества

Становление науки как социального института. Различные подходы к определению науки. Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Роль способов трансляции знания в образовании научных сообществ. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Проблема государственного регулирования и стимулирования развития научных исследований. Этика и наука. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и логика развития научного знания. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований?

10.  Философия техники

Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность. Три аспекта техники: инженерный, антропологический и социальный. Техника как специфическая форма культуры. Исторические и социокультурные предпосылки выделения технической проблематики и формирования философии техники: механистической картины мира, научно-техническая революция, стремительное развитие технологий после II Мировой войны.

Наука и техника. Три стадии развития взаимоотношений науки и техники. Институциональная и когнитивная дифференциация сфер науки и техники. Формирование технической ориентации в науке (XVII – XVIII вв.). Начало сциентификации техники и интенсивное развитие техники в период промышленной революции (конец XVIII – первая половина XIX в.). Систематический  взаимообмен и взаимовлияние науки и техники (вт орая половина XIX – XX в.).

Основные методологические подходы к пониманию сущности техники. Антропологический подход: техника как «органопроекция» (Э. Капп, А. Гелен).

Экзистенциалистский анализ техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет). Анализ технических наук и проектирования (П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр). Исследование социальных функций и влияний техники. Теория технократии и техногенной цивилизации (Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, Франкфуртская школа). Взаимоотношения философско-культурологического и инженерно-технократического направлений в философии техники.

Основные проблемы современной философии техники. Социология и методология проектирования и инженерной деятельности. Соотношение дескриптивных и нормативных теорий в науке о конструировании. Кибернетика и моделирование технических систем Этика и ответственность инженера-техника: распределение и мера ответственности за техногенный экологический ущерб. Психо-социальное воздействие техники и этика управления.

Рекомендуемая основная литература

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. -М., 1978.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. -М., 1961.

Борн М. Физика в жизни моего поколения. -М., 1962.

Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. -M., 1998.

Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. Т.2. -М., 1978.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М., 1958.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. -М., 1980.

Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. -М., 1948.

Гемпель К. Логика объяснения. -М., 1998.

Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. -М., 2000.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. -М., 1989.

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. -М., 1987.

Идеалы и нормы научного исследования. -Минск, 1981.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. -М., 1987.

Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М., 1985.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М., 1991.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М., 1995.

Лебедев С.А. Основные линии развития классической индукции Индуктивная логика и формирование научного знания. -М., 1987.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. -М., 1980.

Лекции 1 и 8 // Павлов И.П. Полн. собр. соч., -М.-Л., 1951, т. II, кн. 2.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М., 1998.

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. -М., 1975.

Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

Наука в зеркале философии XX в. -М., 1992.

Научные революции и динамика культуры. -Минск, 1987.

Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. -М., 1970.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. -М., 1998.

Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.

Полани М. Личностное знание. -М., 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

Пуанкаре А. О науке. -М., 1983.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -М., 1998.

Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. -М., 1986.

Сачков Ю. В. Научный метод: вопросы и развитие. -М., 2003.

Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. -М., 1981.

Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. -М., 1996.

Степин B.C.  Современная философия науки. Хрестоматия. -М., 1994.

Степин B.C.  Теоретическое знание. -М., 2000.

Структура и развитие науки. -М., 1978.

Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.

Дополнительная литература

Автономова И.С. Рассудок, разум, рациональность. -М., 1988.

Башляр Г. Новый рационализм. -М., 1987.

Бернал Д. Наука в истории общества. -М., 1958.

Бунге М. Интуиция и наука. -М., 1967.

Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

Друянов Л. А. Законы природы и их познание. -М., 1982.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. -М., 1997.

Истина и ценности и научном познании. -М., 1991.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. -М., 1988.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. -М., 1989.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов, 1999.

Кун Т. Структура научных революций. -М., 1975.

Лоренц К. Эволюция и априори // Вестник Московского Университета, серия «Философия», 1994, №5.

Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -Минск, 1990.

Малкей М. Наука и социология знания. -М., 1983.

Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. -М., 1997.

Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. -М., 1980.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. -М., 1980.

Наука о науке. -М., 1966.

Научная деятельность: структура и институты. -М., 1980.

Научные и вненаучные формы мышления. -М., 1996.

Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. -М., 1993.

Новая технологическая волна на Западе. -М., 1986.

Очерки по истории и теории развития науки. -М., 1969.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969.

Позитивизм и наука. -М., 1975.

Познание в социальном контексте. -М., 1994.

Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.

Проблемы методологии постнеклассической науки. -М., 1992.

Ракитов А.И. Анатомия научного знания. -М., 1969.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. -М., 1977.

Рожанский И.Д. Античная наука. -М., 1980.

Рузавин Г.И. Математизация научного знания. -М., 1984.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. -М., 1974.

Стенин B.C.,  Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. –М., 1996.

Творческая природа научного познания. -М., 1984.

Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М., 1984.

Теория и метод. -М., 1987.

Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999.

Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

У истоков классической науки. -М., 1975.

Федотова В.Г. Критика социокультурной ориентации в современной буржуазной философии. -М., 1981.

Философия и методология науки. -М., 1996.

Философия и методология науки: В 2-х ч. -М., 1974.

Философия науки: Проблема рациональности. -М., 1995.

Философия техники в ФРГ. -М., 1989.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. -М., 1998.

Франк Ф. Философия науки. -М., 1960.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. -М., 1987.

Холтон Д. Тематический анализ науки. -М., 1981.

Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.

Швырев B.C.  Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.,1978.

Шингаров Г.Х. Научное творчество И.П. Павлова. Проблемы теории и метода познания. -М., 1985.

Щтофф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М., 1978.

Эволюционная эпистемология: Проблемы и перспективы. -М., 1996.

Эйнштейн А. Физика и реальность. -М.,1965.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. -М., 1966.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика