Мясников Евгений

Выпускник ФАКИ МФТИ 1985 года. До недавнего времени - директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии. В настоящий момент – индивидуальный предприниматель.

«Я думаю, что это самое главное – реализовываться в том, что тебе нравится, ставить перед собой какие-то конкретные задачи и достигать их»
 25 лет моей жизни связано с Центром по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии. Эта организация родилась на Физтехе в 1991 году на закате перестройки и фактически являлась его структурным подразделением вплоть до 2011 года, когда она стала полностью автономной. Центр сотрудничал как с российскими партнерами, включая МИД, Министерство обороны и Росатом, так и с зарубежными. Сейчас Центр, как организация, к сожалению, перестал существовать. А для меня главным стало увлечение еще моих студенческих лет – работа со школьниками. Ребята, с которыми занимаюсь в Зеленограде, учатся в ЗФТШ, готовятся к олимпиадам. В этом году пятеро моих олимпиадников поступают в МФТИ, и, так как у них высокие баллы, очень надеюсь, что окажутся в числе принятых первокурсников. Так что смело можно сказать, что от Физтеха я не отрывался.

Решение поступать на Физтех было очень естественным. Мои родители были учителями: мама преподавала математику, а папа – физику. Обе эти науки были мне интересны. В восьмом классе я выиграл областную олимпиаду по математике и поехал на зональную, где познакомился с командой ребят из физмат школы №2 в Чебоксарах, которая ориентировала своих учеников на поступление в вузы Москвы и Ленинграда, в том числе на Физтех. Годом раньше я поступил в ЗФТШ – все это сыграло важную роль в выборе института. Оставалось только выбрать факультет, и в этом, наверное, мне помогло мое увлечение астрономией. Переход в новую, самостоятельную студенческую жизнь прошел органично. Вокруг было много сильных личностей, интересных людей. До сих пор мои друзья, в основном, это – физтехи. Учиться тоже было интересно. Я хорошо помню многих своих преподавателей и очень им благодарен. На первом курсе у нас читал лекции Лев Дмитриевич Кудрявцев. По конспектам его лекций изучать матанализ было легче, чем по толстому большому учебнику, потому что он потрясающе объяснял материал. На первом курсе семинары по математике вел Игорь Гермогенович Поспелов, который поразил ребят нашей группы тем, с какой самоотдачей он работал со студентами. Он посвящал нам очень много времени, все рассказывал, разъяснял, с каждым разговаривал, зачастую пренебрегая ужином засиживался до последней электрички. Геннадий Рафаилович Локшин со второго курса читал нам лекции и вел семинары по физике. Именно благодаря ему я ощутил красоту волновой оптики. Непросто перечислить всех людей, у кого мне посчастливилось учиться. Список получится длинным. И все же хотел бы искренне поблагодарить сотрудников кафедры «Системы, устройства и методы геокосмической физики», которая меня воспитала - Тимофея Владимировича Кондранина, Сергея Владимировича Алипова, Татьяну Александровну Алябьеву, Дмитрия Викторовича Ведрова, Алексея Александровича Романова. Ну и, конечно, очень благодарен за пройденную «школу жизни» Анатолию Степановичу Дьякову, основателю и директору Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии, с кем вместе проработал четверть века.

Самое ценное, что Физтех дал мне в жизни - умение организовываться. На Физтехе трудно задержаться, если, начиная с самого первого курса, ты не научился организовывать свою работу. МФТИ дает студентам много самостоятельности, и в этих условиях они должны научиться принимать эффективные решения. 

Фундаментальное образование, которое дает Физтех, тоже очень помогает в жизни. Полученные здесь знания помогают легко адаптироваться ко всему новому, быстро ориентироваться в новых темах, с которыми сталкиваешься в работе. Очень важным моментом является и возможности, которые Физтех предоставляет своим студентам. Многие вещи выглядят со стороны почти невероятными даже и сейчас. Например, вы можете представить студента, у которого есть возможность собрать какую-то экспериментальную установку, потом испытать ее на самолете в летном эксперименте и защитить диплом на эту тему? Когда я учился, для меня это стало реальностью. 

Большое влияние на меня оказывала и особая атмосфера Физтеха, во многом благодаря которой, как мне кажется, он и развивался. Бросалось в глаза то, что границы между преподавателями и студентами были сведены к минимуму, существовал минимум формализации и бюрократии, что позволяло почувствовать себя частью большого коллектива, делающего одно общее дело. Инициативы, которые «спускались» сверху, часто трансформировалась и становилась, в результате, полезным делом, на которое студенты шли с охотой. Например, был, действительно, своеобразный шарм в том, чтобы убирать вместе урожай на полях совхоза «Большевик» или возводить стены здания в стройотряде, пойти на демонстрацию вместе с друзьями и петь хором с ними песни. 

Бывали и курьезные случаи. Например, однажды на 1-е апреля, неизвестные похитили с территории института ворота вместе с петлями. Дело было на заре перестройки. Проректор по режиму решил ограничить вход на территорию Физтеха. К тому моменту ограждение по периметру территории уже существовало. Было три входа: со стороны Нового корпуса, около столовой и со стороны Институтского переулка напротив Лабораторного корпуса. По приказу проректора калитки у Нового корпуса и столовой стали закрываться на замок, так что с утра приходилось идти к дальнему входу, что было неудобно многим преподавателям и студентам, особенно тем, кто приезжал с Новодачной. Длилось это недели две, потому что в ночь на 1-е апреля, ко всеобщему восторгу, ворота исчезли вместе с петлями. Потом их, кажется, нашли где-то неподалеку, но имя «шутников» так и осталось неизвестным. 

Трудно сказать, что у меня была конкретная мечта о том, кем я буду, когда закончу вуз. В некотором смысле у меня всегда была достаточно большая доля свободы, я мог делать то, чем мне интересно было заниматься. Так было и c дипломом, и с диссертацией, и на работе уже после окончания Физтеха. В общем-то, я и сейчас продолжаю заниматься тем, что мне нравится. Я думаю, что это самое главное – реализовываться в том, что тебе нравится, ставить перед собой какие-то конкретные задачи и достигать их.

Думал ли я о том, чтобы остаться работать за границей? Получилось так, что в 1991 году за неделю до распада Советского Союза я оказался в Штатах на стажировке. Я пробыл там восемь месяцев и в конце стажировки, в июле, побывал в Сан-Диего на международной конференции SPIE (International Society for Optics and Photonics) по оптике океана, которая, фактически, являлась самым представительным форумом специалистов в этой области. Я был самым молодым из трех ученых из России, которые оказались там. Вообще на таких конгрессах советские океанологи практически не появлялись, их туда не отпускали, но именно в эти годы произошел прорыв: стало возможным не только ездить за рубеж на научные конференции, но и работать там. Многие из тех, кто уезжал в мое время, делали это от безысходности, потому что заниматься серьезной научной работой в России у них не было возможности. Мне в этом смысле повезло, поскольку в Центре у меня была интересная работа, обеспеченная финансированием, а моя зарплата вполне позволяла погрузиться в работу, не чувствуя себя ущемленным. 

В качестве напутствия студентам Физтеха хотелось бы сказать следующее: очень важно не только где и у кого человек учится, но и то, с кем вместе он учится. К сожалению, не все это понимают. Если студент приходит в коллектив творческих энергичных людей, которые становятся его друзьями, то впоследствии их успехи становятся и его успехами тоже. Поэтому очень важно доброжелательное отношение друг к другу. Атмосфера доброжелательности способствует развитию как института, так и каждой личности, которая туда попадает, а заодно уберегает от различных бед. Нагрузки на Физтехе очень большие, среда конкурентная, особенно на престижных факультетах, поэтому важно, чтобы человек не уходил в самоизоляцию.
 
Работая с нынешней молодежью, я не чувствую того, что она стала кардинально другой по сравнению с тем временем, когда я сам учился в МФТИ. Ребята - разные, с разным уровнем знаний, с разной степенью увлеченности, но так было всегда. Возможно, появилось больше прагматичности, но каких-то принципиальных отличий я не почувствовал. Приятно видеть большое число увлеченных своим делом энергичных школьников и студентов. 

Мне кажется, Физтеху сейчас очень помогает то, что здесь продолжают работать те люди, которые когда-то учили и нас. Эти люди – хранители традиций и будет здорово, если они смогут передать их молодому поколению преподавателей. Как я уже говорил, фундаментальное образование – стержень Физтеха. Если этот стержень убрать, то Физтех превратится в нечто другое. Поэтому важно, чтобы физтеховский подход к обучению сохранялся. Я очень надеюсь, что Физтех будет существовать и дальше, сохранит традиции и будет развиваться вместе с нашей страной, вместе с мировой наукой и станет, в конце концов, одним из ее флагманов.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также




Соболева Наталия

Правила жизни предпринимателей

Андрей Бушуев

Правила жизни предпринимателей

Эрнест Никируй

Правила жизни предпринимателей

Игорь Задорин

Правила жизни предпринимателей

Дмитрий Рыбаков

Правила жизни предпринимателей

Борис Алёшин

Правила жизни ученых

Лоран Акопян

Правила жизни предпринимателей

Алексей Иванов

Правила жизни рекламистов

Марк Валентини

Правила жизни предпринимателей

Дмитрий Ванин

Правила жизни предпринимателей

Виктор Соловьёв

Правила жизни ученых

Юрий Батурин

Правила жизни космонавтов

Александр Федотов

Правила жизни предпринимателей

Давид Ян

Правила жизни предпринимателей

Вячеслав Муханов

Правила жизни ученых