Правила жизни физтехов

Андрей Бушуев

Выпускник факультета радиотехники и кибернетики МФТИ 1994 года. Генеральный директор группы компаний MAWY

«На любую ситуацию нужно всегда смотреть с высоты птичьего полета»
Бушуев Андрей Александрович, выпускник ФРТК 1994, генеральный директор группы компаний MAWY - немецкой компании, которая уже более двадцати лет занимается выводом немецких фирм и брендов на российский рынок. Задействованными оказываются такие его сегменты, как высокие технологии, фармацевтика, продукты питания, строительство. 

Ситуации, с которыми мы сталкиваемся в своей работе, довольно разнообразны. Мы работаем как с теми компаниями, которые изъявляют желание выйти на российский рынок, так и с теми, к кому мы сами приходим с таким предложением – зачастую они уже имели неудачный опыт работы в России, и мы их «уговариваем». Мы предоставляем им полный спектр услуг, начиная с регистрации компании и маркетинговых исследований и заканчивая набором персонала и организацией дистрибьюции товара. Подобный опыт у нас был, например, со всем известными йогуртами «Ehrmann». В Германии это бренд номер один среди йогуртов, но, когда они самостоятельно пришли на российский рынок, то столкнулись с трудностями, т.к. не учли межкультурных различий. Оказывается, что на принятие решений у российского потребителя влияют совсем иные факторы, нежели у жителей Германии, да и вообще Запада. «Ehrmann» планировали продавать в России нежирные йогурты, но продажи в первые месяцы шли плохо. Руководитель Mawy Квирин Видра (Quirin Wydra – прим.ред.) предложил им сотрудничество, которое началось с маркетингового исследования, выявившего, что российский потребитель предпочитает покупать жирные йогурты, т.к. такой вид продукта видится ему более привычным, «напоминающим сметану». После того, как специально для России компания запустила линию по производству жирных йогуртов, продажи выросли, а бренд стал узнаваем. Собственно, я узнал о Mawy как раз после этой истории. Мы с Квирином познакомились на встрече, организованной германо-российской торгово-промышленной палатой. Я в тот момент консультировал одну датскую компанию, купившую в России завод и столкнувшуюся с особенностями русского менталитета, который не всегда хорошо совпадал с европейским подходом к организации рабочего процесса. То, чем я занимался, было близко по духу и содержанию деятельности Mawy, и Квирин предложил мне попробовать поработать в компании. 

Я родом из Сибири, из Алтайского края. Мой отец преподавал в Алтайском политехническом предметы, связанные с электроникой, и так получилось, что я с самого детства чаще держал в руках паяльник, чем ложку. К окончанию школы я уже самостоятельно собирал приемники и усилители, ремонтировал различную электронику. Моими любимыми предметами были физика, химия, математика, я участвовал в различных краевых олимпиадах. Однажды, в нашем городе проходила физтеховская олимпиада. Студент, который в ее проводил, рассказал мне о Физтехе, и я сразу же им заболел. 

Привлекло то, что он сказал, что Физтех - это место, где получают знания, где очень тяжело учиться, но, когда преодолел первые три курса, можно почувствовать, что прошел серьезную подготовку. Впечатление на меня произвела и история создания Физтеха: то, что сначала он возник как факультет МГУ, потом отделился, и в Долгопрудном был создан студгородок, то, какие люди стояли у его истоков. 

Мне изначально хотелось уехать учиться в Москву, я понимал, что уровень образования в столице будет выше. Но до этого я метался, думал, может пойти, например, в университет имени Н.Э. Баумана или МГУ. Рассказ о Физтехе так меня впечатлил, что это определило выбор. 

В восьмом классе я выписывал журнал «Юный техник» и собирал по схемам, которые там публиковались, различные электронные поделки. Про Физтех я тогда еще не знал. Однажды, открыв журнал, я увидел там объявление, где говорилось, что, если вы хотите поступить в ведущие ВУЗы страны, вы можете решить задачки и начать учиться в ЗФТШ.

Я решил вступительные задания, которые были довольно сложными, и отправил их по почте. Через месяц пришел ответ, что мое решение верное, и я принят. Для меня это была большая радость, а заодно и повод задуматься о том, что школьная программа – это хорошо, но мало, потому что те задачи, которые давались в ЗФТШ по физике и математике были, конечно, абсолютно другого уровня. 

В ЗФТШ я проучился два года и, когда получил диплом, мой уровень знаний был на порядок выше, чем тот, что предполагался школьной программой. Благодаря этому мне было легче поступить в МФТИ и выдержать нагрузку, с которой я столкнулся. Моим знакомым, которые не учились в ЗФТШ и также поступили на Физтех, поначалу было тяжело переключиться на физтеховскую систему образования. 

Когда я первый раз приехал в Долгопрудный, больше всего меня, конечно, поразило общежитие. Я был домашним мальчиком, а тут в комнате сразу четверо, да еще и клопы… Мы жили в «единичке», и клопов там было море. В общем, первое впечатление от такой жизни было тягостным, а потом, когда уже обжился, почувствовал, что рядом живут такие же студенты, которые испытывают те же трудности, все это превратилось в некоторое веселое испытание. Надо ко всему уметь относиться с оптимизмом. 

Несмотря на то, что мне рассказывали о Физтехе, неожиданной оказалась учебная нагрузка. Помимо школы я учился в ЗФТШ, и нагрузка была немаленькая, но учеба в институте оказалась куда более напряженной. С утра встаешь – лекции, семинары, лабораторные, потом домашнее задание, и на все довольно мало времени. Многие из тех, с кем я учился, не выдержали первый курс. У нас был очень большой отсев после первого семестра, а после второго, наверное, ушло процентов пятьдесят. 

Было тяжело, но я бы не сказал, что это производило на меня какое-то отрицательное впечатление, а после первых двух-трех курсов учиться стало легче. Зато уровень образования, которое мы получали, был очень высоким, и это чувствовалось. В МИРЭА, где у меня учились знакомые, была аналогичная нашей программа, но требования были намного ниже. Мы даже, время от времени, ездили туда и, за дополнительную плату, сдавали за ребят экзамены, предварительно переклеив фотографию в зачетке. 

Конечно, запомнились многие преподаватели - таких преподавателей, как на Физтехе, редко где еще найдешь, там работают настоящие профессионалы. Физику у нас преподавал Владимир Овчинкин. Он всегда все объяснял с различными демонстрациями, мне это очень нравилось. Пожалуй, для меня он стал самым ярким персонажем из всех запомнившихся. 

Были и другие интересные люди, например, профессор Манаев на кафедре радиотехники, автор большого учебника по этой теме. Он любил рассказывать нам истории во время лабораторных. Например, о том, как во времена Великой Отечественной войны они занимались тем, что копировали немецкие радиостанции. Брали в плен немцев, забирали у них радиостанции, изучали, что как работает и собственно делали аналоги, что-то свое добавляли. 

Мои личные ожидания от учебы в МФТИ касались того, что я хотел в дальнейшем работать в фундаментальной науке, изобретать какие-то новые вещи в электронике. Так получилось, что мы учились в переломный для страны момент. Когда я был уже на последних курсах, СССР распался, и это сказалось на науке. Уже получая диплом, я понимал, что перспектив крайне мало, но, тем не менее, поступил в аспирантуру. В дальнейшем стало видно, что наука и правда разваливается. Проекты, особенно связанные с оборонкой, прекращались один за другим. 

В итоге я сдал кандидатский минимум и все. Позже, правда, я все же защитил кандидатскую, но уже по экономике. 

В то время у меня была еще мысль уехать в Штаты, учиться там. Я списался с ВУЗами, собрал документы, сдал экзамен по языку, но в 1993 году закрыли выезд и, после долгой волокиты с документами, мне отказали в связи с тем, что я был допущен к сведениям, составляющим гос.тайну. Я не жалею, что так получилось. Потому что, кто знает, как сложилось бы, если б уехал. Жалеть никогда ни о чем не стоит. 

Пожалуй, что те правила, которые я выучил на Физтехе, я использую в жизни до сих пор, и за это время они не изменились. 

Основное правило – никогда не переставай учиться. Изучай любую информацию: языки, политические науки, все что угодно. Главное, никогда не останавливаться, развиваться, познавать новое и не давать мозгу деградировать. 

Второе, то, о чем я уже говорил – на любую ситуацию нужно всегда смотреть с высоты птичьего полета. Физтех всегда учит глобально смотреть на вещи. Даже если это какая-то небольшая трудность, на нее стоит посмотреть со стороны, оценить. Например, у нас часто бывает, что партнеры по работе требуют каких-то условий, на первый взгляд кажущихся невыполнимыми. Если посмотреть на все это сверху, то появляется возможность понять, кто со стороны заказчика принимал решения, что они в результате хотят, и, на основании увиденного, проявить гибкость в решении вопроса. 

Третье, чему учит Физтех - не бояться трудностей. Во время учебы в МФТИ возникает очень много сложностей и стрессовых ситуаций, особенно, на первых курсах. Бытовые условия, нехватка времени, сложные задания – все это закаляет, учит преодолевать трудности, искать выход, грамотно распределять ресурсы и время, полагаться на самого себя.

Студентам-физтехам я пожелал бы получать как можно больше знаний в любой сложной ситуации. Желаю преодолеть все трудности и помнить, что они все равно потом положительно скажутся на опыте. Желаю выучить все, что хотелось бы, и, в дальнейшем, заниматься тем, чем хочется, вне зависимости от области.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
СВЕРНУТЬ

Эрнест Никируй

Правила жизни предпринимателей

Игорь Задорин

Правила жизни предпринимателей

Дмитрий Рыбаков

Правила жизни предпринимателей

Борис Алёшин

Правила жизни ученых

Лоран Акопян

Правила жизни предпринимателей

Алексей Иванов

Правила жизни рекламистов

Марк Валентини

Правила жизни предпринимателей

Дмитрий Ванин

Правила жизни предпринимателей

Виктор Соловьёв

Правила жизни ученых

Юрий Батурин

Правила жизни космонавтов

Александр Федотов

Правила жизни предпринимателей

Давид Ян

Правила жизни предпринимателей

Вячеслав Муханов

Правила жизни ученых