Адрес e-mail:

Выпускник ФМХФ Дмитрий Гордица о «пылесосе» для самых умных

гордица.jpg

Интервью с выпускником ФМХФ Дмитрией Гордицей в рамках  спецпроекта  Фонда  развития МФТИ. Расширенные версии интервью читайте в медиапроекте, посвященном 70-летию МФТИ. Все материалы будут публиковаться в разделе "Выпускникам", а их полный список  со ссылками можно найти по ссылке: Навстречу 70-летию МФТИ.  Версия PDF

Выпускник МФТИ Дмитрий Гордица сегодня председатель совета директоров компании «Русбизнесавто». Он рассказал, как из компьютерного бизнеса появился грузовой транспорт и почему он бегает марафоны.

Как Вы выбрали Физтех?

У меня был одноклассник, который сказал, что есть такой вуз, и он мечтает туда поступить. Мы решали задачки из «Кванта». После 9 класса я заразился этой идеей. Стал готовиться. А когда получил третий диплом на украинской республиканской олимпиаде по математике в Симферополе в 1981 г., появилась уверенность в своих силах. Ну, я и поступил в МФТИ. На физхим.

Трудно было учиться?

В первую сессию у меня были все пятерки и тройка по «Истории КПСС». Теперь этого можно не стесняться. Средний балл диплома 4,65. Математика давалась проще, физика — чуть труднее.

Каких преподавателей вспоминаете?

Шабунин Михаил Иванович, он у нас лекции по матанализу читал и семинары вел. Алилуев Сергей Павлович квантовую механику читал, семинары вел, я ему сдавал. Яркие впечатления остались. Николай Николаевич Кудрявцев спецкурс спектроскопии читал, я ему тоже экзамен сдавал. Хорошие курсы были на кафедре высоких температур, мне нравился курс «Физика низкотемпературной плазмы».

Жили в общежитии?

Конечно, в общежитии. В семерке. Сначала четыре человека в комнате, потом — три, а на старших курсах вдвоем. Готовили себе сами.

А стройотряды?

Ни одного лета без стройотрядов. В Находке, Владивостоке был, три раза в Подмосковье. Я был зампредседателя студсовета. На военных сборах был старшиной.

Хорошая школа для лидера. А сейчас часто бываете на физтехе?

Я живу в Долгопрудном. Младший сын учится в пятой школе Долгопрудного. Большой вклад в обучение школьников вносят преподаватель математики Назар Хангельдыевич Агаханов, кандидат физико-математических наук, и преподаватель физики Владимир Александрович Овчинкин, кандидат физико-математических наук. Они преподаватели и в пятой школе, и на кафедре высшей математики и общей физики соответственно. Я им на физтехе экзамены сдавал. Преемственность поколений. Мой старший сын закончил ФАКИ. Средний тоже поступил на этот факультет, но сейчас учится на физико-техническом факультете Горного института. Круг моего общения — сокурсники. Я не отрываюсь. 

siteFG3.JPG

После окончания вуза чем занимались? 

Пошел работать в Институт высоких температур (ИВТ РАН) младшим научным сотрудником. Проработал год. А потом павловская реформа, повышение цен в три раза. Пошел в бизнес, продавать компьютеры. Это было в 1991 г. Мы поставляли компьютеры в Белоруссию, они не могли платить деньгами и рассчитывались по бартеру — грузовиками и тракторами. Так появилось направление грузового транспорта, которое затем превратилось в компанию «Русбизнесавто». Компания существует с 1993 г. Сегодня компания — многопрофильный дистрибутор грузовой, строительной техники, автобусов. Мы лидируем на рынке.

На рынке грузовой техники сложнее или проще, чем в других сферах выживать в кризис?

Когда падает спрос, ничего не остается делать, как бороться за долю рынка. А падение в кризис значительное. По легковым автомобилям спрос в 2014 г. сократился на 10%, в прошлом году — на 36%. Падение рынка грузовых автомобилей в 2014 г. составило 22%, а в 2015 г. — 46%. На рынке дорожно-строительной техники падение в 2014 г. — 32%, а в 2015 г. — все 60%.

Рынок сокращается, зарабатывать сложнее. Легко зарабатывать на растущем рынке. Сейчас надо решать другие задачи, например увеличивать долю в надежде трансформировать это в финансовую выгоду, когда рынок начнет расти.

Санкционный режим сказался на деятельности Вашей компании?

Нет проблем в том, чтобы продавать европейскую или азиатскую технику. Проблема в том, что из-за роста курса она стала в рублях дороже. Техника российского производства подорожала на десятки процентов, а иностранная — в разы.

Вы также являетесь председателем совета директоров Концерна «ПРАМО». Это помогает бизнесу «Русбизнесавто»?

Это отдельное направление — производство комплектующих для автомобильных предприятий России. И соответственно продвижение на российский рынок запчастей и автокомпонентов собственного производства и не только собственного.

Где локализовано собственное производство?

Во Ржеве и Ростове-на-Дону. Мы сейчас видим повышение спроса на нашу продукцию. Потому что в зоне автокомпонентов мы чувствовали давление азиатских поставщиков, а сегодня из-заослабления рубля нам стало легче. Кризис как лекарство. Он показывает слабые и сильные стороны партнеров и рынка, идентифицирует проблемы. На 2016 г. у нас есть инвестиционная программа: мы закупаем иностранное оборудование, чтобы производить автокомпоненты для российского рынка. При этом если несколько лет назад мы покупали детали для производства в той же Азии, т. е. уходили в кооперацию с ними, то сегодня мы эти программы сокращаем, переводим закупки на российские предприятия. Либо инвестируем в собственные станки и расширяем собственное производство — это уже стало рентабельно, даже с учетом дорогой стоимости денег.

Насколько дороги сегодня кредитные ресурсы?

Мы работаем с банками и считаем, что сегодняшняя стоимость денег приемлемая. При той инфляции, которая существует сегодня, ставки по кредитам разумны. Годовые деньги мы берем под 13%, длинные — под 15%.

Как Вы оцениваете перспективы?

С оптимизмом.

А отдыхать умеете?

Обязательно. У нас есть группа однокурсников — 6–7 человек. Ежегодно или пару раз в год мы находим время выезжать в горные походы. В Гималаи, Анды, недавно были в Эфиопии. Мы руководствуемся девизом «Физхим-чемпион!».

Какие вершины покорили?

Эльбрус, Килиманджаро, Маттерхорн.

Значит, Вы в хорошей форме.

Четыре марафона пробежал. В Москве и Мюнхене. Спорт должен быть каждый день. Час-полтора.

Дети разделяют Ваши увлечения?

Младший разделяет. Старшие сейчас много трудятся. По-моему, между 20 и 30 годами здоровье надо тратить, надо много работать.

Что бы Вы пожелали МФТИ к 70-летию?

Быть "пылесосом" для самых умных, как он это делал последние 70 лет.

Беседовала Инга Замуруева

Компания «Русбизнесавто» занимает лидирующее положение на рынке продаж грузовой автотехники, автобусов, коммунальной и дорожно-строительной спецтехники.
В ассортименте представлен широкий выбор автотехники, в том числе самосвалы, тягачи, погрузчики, бульдозеры, автокраны, мусоровозы, бетоносмесители, автоцистерны, фургоны и бортовые автомобили, автобусы различного назначения, прицепы и полуприцепы. «Русбизнесавто» является официальным дилером таких известных брендов, как КАМАЗ, МАЗ, CAMC, SLDG, Ford Trucks, Mercedes-Benz, Hyundai, Wielton, CASE, Soosan, Higer, Shantui и других популярных марок спецтехники.

Финансовая газета 19.05.2016 10:21:55   



Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях