Адрес e-mail:

Азер Бабаев: "В отношении инноваций Россия находится в хорошем положении"

Интервью с выпускником ФМХФ 1988 года Азером Бабаевым продолжает спецпроект Фонда  развития МФТИ. Расширенные версии интервью читайте в медиапроекте, посвященном 70-летию МФТИ. Все материалы будут публиковаться в разделе "Выпускникам", а их полный список  со ссылками можно найти по ссылке: Навстречу 70-летию МФТИ
PDF 

«Россия может генерировать таланты, надо просто им создавать условия»

«Финансовая газета» продолжает цикл интервью с выпускниками Физтеха.

Генеральный директор компании «Мастернэт», занимающей лидирующие позиции на рынке инструментов, Азер Бабаев, в свое время изучавший радиационные столкновения молекул, а в бизнесе занявший место «между производителем и розницей», полагает, что будущее российской экономики за инновационным развитием.

- После окончания МФТИ Вы пошли в науку?

- В Институте высоких температур РАН у меня была интересная научная работа, так называемые радиационные столкновения молекул. Смысл в том, что во время столкновений двух молекул газа возникает временно живущая молекула, но времени ее существования достаточно, чтобы туда влетел и вылетел фотон. Эту энергию можно накопить и использовать. Лазеры – это только одно применение, на самом деле их множество. Это направление является перспективным, но прикладное применение возможно лет через 50–100.

Как случилось, что Вы ушли в бизнес?

- Уйти в бизнес вынудила ситуация в стране. Поскольку после 1991 г. финансирование обрезали, проводить эксперименты стало невозможно. А надо было кормить семью. Сначала занимался продажей компьютеров, потом – продажей продуктов.

- И почти 30 лет занимаетесь инструментами. - Мой нынешний партнер к тому времени уже занимался инструментами. Он пригласил меня войти в бизнес. Компания «Мастернэт» существует с 1996 г., я пришел год спустя. На этом рынке игроков не так много, по крайней мере, тех, которых мы считаем конкурентами. В этот рынок тяжело войти не потому, что не хватает денег, а потому, что сложно организовать качественное управление. У «Мастернэта» 20 тыс. наименований: электроинструменты, сверла, инструменты для резки и шлифования, столярно-слесарный инструмент, по кафелю и стеклу, малярный, ножи, крепеж, измерительные инструменты и автоинструменты. Но это все сопутствующие товары, в объеме продаж этот товар занимает не более 10%, т.е. товар группы С. Мы заняли позицию между производителем товаров и розницей. В части случаев производителем являемся мы сами. В части случаев мы являемся оригинальным производителем, а в большинстве – являемся ответственным лицом торговой марки. Из наших марок, которые мы развиваем как «Мастернэт», это Kraftool, Stayer, «Зубр», Grinda, «Светозар», DEXX, Sibin, Uragan. Есть еще три марки – JCB, Raco Expert и Olfa, которыми мы торгуем, являемся эксклюзивным представителем этих марок.

siteFG2.JPG

- Раз товар производится по вашей технологии, можно сказать, что Вы занимаетесь импортозамещением? 

- Некоторый период времени стратегические области хозяйства оказались в зависимости от импортных товаров. Стратегические области, на мой взгляд, это товары и продукты первой необходимости, медицина, оборонка, энергоносители. В этом списке и наука, которая рождает технологию. В противном случае технологии придется покупать, а любая покупка технологии не позволяет овладеть этим на 100% – ты покупаешь хвосты, не имея голову. Но наш товар не является стратегическим. Перед нами не стоит задача выжить при закрытии границы. Наша компания является как российским, так и иностранным производителем. Поскольку мы коммерсанты, то выбираем то, что дает прибыль.

- Кто Ваша целевая аудитория?

- Основная потребительская аудитория – строители. И все, кто пользуются инструментами. Автосервисы, например. Мы сейчас ориентируемся на три группы потребителей, делим свой товар на три, а то и на четыре уровня качества. Если товар может служить много лет даже при профессиональном использовании, то это самый высокий уровень качества. Из наших марок таковыми являются товары в основном марки Kraftool.

- Сколько филиалов компании в России и за рубежом?

- На данный момент мы представлены во всех крупных городах России. У нас также бизнес в Германии, Австрии, Латвии, Казахстане, Гонконге, Китае, Тайване и Швейцарии. На Украине, правда, пришлось приостановить бизнес в прошлом году из-за внешних проблем. В этих странах мы торгуем, там есть рынки сбыта.

- Какое место на рынке инструментов вы сейчас занимаете?

- Мы на ведущих позициях. Дело в том, что в каждом отдельном секторе свой лидер. В секторе электроинструментов мы не на первом месте. Если говорить об измерительных инструментах, то мы делим первое - второе места.

- «Мастернэт» занимается не только торговлей, но и инновационной деятельностью, Вы лично зарегистрировали массу патентов. 

- Мы поставили перед собой задачу быть инновационной фирмой. «Вирусом» инноваторства от меня заразился мой партнер в Китае, который в течение 10 лет возглавлял наш филиал. Сейчас он открыл свою инновационную фирму, вышел на рынки Америки и выкупил старейшую марку ручного инструмента Olympia. Сейчас он развивает ее в духе инноваций, а поскольку своих идей у него не так много, он организовал сбор идей в китайском пространстве. Эта идея помогла ему внедриться в американский рынок.

- Как Ваша компания справляется в условиях кризиса в экономике?

- Естественно, сокращаем издержки. На данный момент проблема в том, что наши покупатели не могут покупать инструменты в том количестве, как это было раньше. Сейчас делаем ставку на продажу инструментов так называемого среднего качества.

- Каким Вам видится будущее экономики?

- Экономика выживет. Может, не вернется в прежнее состояние, тучные времена были глупые времена. Не надо думать, что проблемы сейчас только в России. То, что Америка вытворяет с финансами, приводит к тому, что в европейских банках отрицательный процент. То есть банк заинтересован в клиенте, только если тот пришел кредитоваться. Это просто глупость, которая рубит существовавшие веками основы экономики. По сравнению с происходящим наша экономика выглядит более правильной. Депозитные, кредитные проценты в наших банках ближе к той экономике, которая была веками. Кредитный процент 19–20% — это то, что было в США до середины прошлого века, и весь капитализм поднимался именно на таком проценте, а вовсе не на том, какой там есть сейчас. Тогда Америка достигла реального благополучия не вследствие манипулирования деньгами, а на росте производства, инновациях. Этот процесс приносит плоды, потому что будущее за инновациями. В отношении инноваций Россия находится в хорошем положении: страна может генерировать таланты, надо просто им создавать условия.

Беседовала Инга Замуруева

Интервью опубликовано 12.05.2016 в "Финансовой газете"




Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях