Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Как организуются олимпиады - интервью ректора МФТИ газете "Известия"

Интервью опубликовано в газете «Известия» в четверг, 22 апреля 2010.
Электронная версия на сайте iNauka

Известия: Николай Николаевич, как организуются школьные олимпиады?

николай кудрявцев: У Всероссийской олимпиады есть несколько уровней. Первый - это олимпиады в школах, в этом году в них участвовало порядка 7,5 млн человек. Следом идут районные и городские олимпиады, затем областные и заключительный - всероссийский этап. А дальше из победителей всероссийских олимпиад формируются команды для участия в международных соревнованиях.

и: А кто финансирует олимпиады?

Кудрявцев: Есть строка в федеральном бюджете. Надо сказать, что сейчас ситуация выправилась, раньше с этим было хуже. Региональные олимпиады проходят в значительной степени за счет местных бюджетов. Есть и частные источники, но это очень незначительная часть.

и: Когда появились школьные олимпиады в России?

Кудрявцев: По математике первая международная олимпиада прошла в 1959 г. Что интересно, развитие международных олимпиад дало импульс развитию национальных, а не наоборот. В 1960-80-е годы появлялись олимпиады по новым предметам — физика, химия и так далее. Совсем недавно мы приняли решение проводить олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности, например. То есть список олимпиад постоянно обновляется. Всего сегодня в России проводятся олимпиады по 20 общеобразовательным предметам. По 8 дисциплинам проводятся международные олимпиады, и мы во всех них участвуем. Понятно, что нет международных олимпиад по иностранным языкам, хотя они и проводятся на общероссийском уровне. 7 из 8 международных олимпиад — предметные, и одна — юниорская, на которой состязаются по трем предметам, но возраст участников ниже. То есть это не выпускные классы. Кстати, международная олимпиада юниоров впервые была проведена в 2003 г.

и: Сильно ли изменилась сложность задач на олимпиадах за последние десятилетия?

Кудрявцев: По мнению председателей жюри по различным предметам, задачи легче не становятся. Несколько труднее стало на международных олимпиадах, причем там сложность в, так сказать, удлинении решений. То есть помимо ярких находок еще требуется, чтобы без ошибок был показан сам процесс работы, зачастую довольно длительный. Истоки таких требований ясны - ведь кроме яркого таланта еще в профессиональной деятельности нужно умение решать довольно сложные задачи. Но не сказать, что сами по себе задания стали сложнее. Другое дело, что в задачах появляются новые темы, скажем, нанофизика. То есть олимпиады идут в ногу с развитием науки. При этом задачи все же составлены на основе школьной программы. Причем тут есть свои тонкости. Например, репетиторство для олимпиад бесполезно, поскольку задачи рассчитаны в первую очередь на нестандартное мышление. Обязательно должны быть природное дарование и увлеченность предметом. Научить этому натаскиванием невозможно. Но есть очень важный момент - в успехах ребят огромная заслуга школьных учителей. Они дают первый импульс, пробуждают интерес. А дальше ученик уже идет сам, и статус или деньги родителей здесь ни при чем. То есть олимпиада - это открытое соревнование. Конечно, если школьник прошел все олимпиады и попал в международную сборную, то тогда мы уже начинаем этих ребят тренировать. Два раза в год, зимой и летом, проводятся сборы, каждый длится месяц. Тренируем около 30 человек по каждому предмету и уже из этих трех десятков отбираем для международных соревнований пять-шесть участников.

и: Тренировки проходят на базе вузов?

Кудрявцев: Да. У нас в МФТИ, например, тренируются три национальных сборных. Но во всем остальном МФТИ не должен иметь никакого преимущества. То есть от нас только руководитель сборной и площадка для тренировок, лаборатории и так далее. Ребята приезжают сюда два раза в год, с ними занимаются, а в остальное время поддерживают отношения через интернет. Тренерами выступают преподаватели самых разных вузов. Например, по математике у нас очень много наставников из МГУ. Но это не административное решение, люди собираются сами, по интересу. Это в первую очередь творческое дело. А оргкомитет Всероссийских олимпиад контролирует, чтобы не было никаких перекосов, скажем, в жюри. То есть нельзя, чтобы доминировали преподаватели из какого-то определенного ВУЗа. Нужны подходы разных школ. Хозяйство это очень беспокойное, разумеется. Но результаты при относительно скромных затратах впечатляющие.

и: Используются ли какие-то новые методики преподавания при подготовке участников олимпиад?

Кудрявцев: Интернет участники освоили давно и общаются большую часть времени через него. Вообще, в современных методиках очень много позитивного, но если говорить о каких-то новых методиках применительно к олимпийской подготовке, то здесь на первом месте все же талант и увлеченность предметом, вызванная хорошим педагогом. Знаете, у нас в разных вузах есть преподаватели, не занимающие каких-то заметных постов, не имеющие высоких званий, но их помнят все выпускники. И в школах то же самое. Сегодня многие вузы делают курсы повышения квалификации для учителей, и у нас в МФТИ, например, ведется база данных учителей, и если кто-то из их учеников поступает к нам, мы обязательно напишем благодарственное письмо. Профессионализм надо поддерживать. А техническая оснащенность в данном случае - на втором месте. В 1990-е годы, во время развала, руководители нашей сборной за свои деньги покупали билеты для ребят, а потом, через полгода, государство ему эти средства возвращало. Или, скажем, участники должны быть прилично одеты. Приходилось искать спонсоров, покупавших школьникам униформу. А результаты выступлений при всех таких трудностях были тогда не хуже.

и: Есть ли какие-то регионы в России, откуда выходит больше победителей олимпиад, нежели из других?

Кудрявцев: Москва и Петербург, как правило, лидируют за счет высокой концентрации науки и больших возможностей. Даже такие мощные научные центры, как Новосибирск, проигрывают столицам в данном отношении. На мой взгляд, это неправильно. Например, у нас в МФТИ 70% не из Москвы и не из Московской области. Конечно, возникает проблема "оттока мозгов" из регионов, но с этим, к сожалению, ничего поделать нельзя. Хотя у нас есть программы, позволяющие заканчивать магистратуру уже на родине студента.

и: А какой процент из поступающих в МФТИ - победители олимпиад?

Кудрявцев: Победители и призеры всероссийского этапа олимпиады действительно имеют право быть зачисленными в вуз без вступительных экзаменов. Но до всероссийского тура доходит 4-5 тысяч человек. Из них 2,5 тысячи становятся победителями и призерами. И это количество распределяется на все вузы России. Как видите, число настолько незначительно, что не играет заметной роли в приеме. Так что прямой привязки к поступлению в тот или иной институт у олимпиад нет.

и: Часто говорят, что подготовка школьников в последние годы стала хуже. Вы сталкиваетесь с такой тенденцией?

Кудрявцев: По нашим наблюдениям, ухудшилась подготовка по физике. По математике это менее заметно. Просто если раньше наука была чрезвычайно популярна, а возможностей приложения сил было относительно немного, то сейчас, когда перспектив куда больше, интерес к точным наукам снизился. При этом ребята глупее не стали. Другое дело, что сейчас большую популярность приобретают гуманитарные науки, но ведь надо понимать, что реально благосостояние страны делается специалистами по точным наукам. Поэтому надо повышать интерес к таким дисциплинам. Вот, говорят, плохо, что мы сырьевая страна. Но беда не в этом, а в том, что наукоемкость наших добывающих отраслей совершенно недостаточна.

и: А школьные олимпиады служат популяризации науки?

Кудрявцев: Однозначно. При этом если наша система преподавания склонна к негативной мотивации, то есть не сделал - получил двойку, то олимпиады дают позитивную мотивацию, пробуждают соревновательный дух.

и: Во время олимпиад бывают всевозможные сложности. Например, двое участников одинаково хорошо решили задачи. Как выбрать победителя?

Кудрявцев: Участники ранжируются по набранным очкам, и такого, чтобы было совершенно равное количество баллов, еще не случалось. Вообще же есть апелляционные комиссии, и участники, считающие, что они не получили достаточного количества баллов, могут обратиться туда. В оргкомитет приходит 5-10 писем за сезон. Мы всегда выступаем на стороне участника. Это отнюдь не значит, что мы делаем все так, как ему бы хотелось. Просто все сомнения толкуются в его пользу.

и: Каковы успехи российских школьников на международных олимпиадах?

Кудрявцев: В 2009 г. по всем восьми российским национальным сборным было всего 37 участников. Из них 33 получили медали разных достоинств, много золотых. На олимпиадах есть и неофициальный зачет. Дело в том, что вначале всем присуждаются очки и уже в зависимости от очков делят на золото, серебро и бронзу. Так вот по очкам россияне почти все время в первой пятерке. Математики часто на первом месте. У физиков, информатиков, химиков конкуренция выше, но и они на первых местах. Конечно, очень сильное сейчас давление со стороны Китая, Кореи, Индии, Сингапура. На Востоке занимаются подготовкой сборных профессионально, в том смысле, что китайцы, например, тренируют свои сборные по полгода. Мы - суммарно полтора-два месяца в год с интервалом. Наши методисты считают, что нужно увеличить тренировки еще недели на две, но не больше.

и: То есть у восточных участников победа ради победы?

Кудрявцев: Да, это как в профессиональном спорте. Но, несмотря на то, что у нас подход мягче, мы все равно на первых местах. Я сторонник нашей системы, она более гуманна по отношению к школьникам.

и: На каком языке даются задания на международных олимпиадах?

Кудрявцев: Они переводятся на русский. Есть процедура, в соответствии с которой руководитель сборной получает задания на английском, переводит их. Потом написанные работы опять переводятся на английский и уже тогда оцениваются. Следят за тем, чтобы те, кто переводит, не имели доступа к участникам.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика