Адрес e-mail:

Храменкова Марина Леонидовна

foto_Храменкова.jpg

Специалист по учебно-воспитательной работе

в Физтех-школах ФРКТ, ФЭФМ.


Социализация, как процесс, имеющий свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. В процессе социализации происходит формирование социальной компетентности человека посредством череды жизненных сценариев и через личностное социальное обучение. Для преодоления условий социализации происходит естественное воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), и дальнейшая реализация жизненных планов на основе социального воспитания.

Я, как специалист, оказываю помощь человеку в понимании возникшей жизненной ситуации и способствую его саморазвитию на основе рефлексии происходящего, оказываю содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализующейся непосредственно через социально-педагогическое сопровождение.


Интервью с Мариной:


— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Образование высшее, я социальный педагог, специалист в области социально-педагогического сопровождения образовательного процесса. Педагог-участник научно-практического семинара: «Актуальные проблемы внедрения инновационных социально-психологических и педагогических моделей сопровождения и обеспечения учебно-воспитательного процесса в условиях технологизации педагогических процессов и внедрения системы менеджмента качества», 2015 г. Замужем. Два сына, кот, комп, спицы, карандаш, музыка. Отношу себя к тем немногим счастливцам, которые действительно любят то дело, которому они посвящают свое рабочее время.


— Чем занимаются специалисты по учебной и воспитательной работе (СУВР)?

— Специалисты по учебной и воспитательной работе (СУВР) отдела социально-психологического сопровождения помогают студентам научиться ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного и внеучебного процесса в университете, координируют внеучебную деятельность студентов, оказывают помощь в решении вопросов, возникающих в процессе обучения и проживания, оказывают содействие в успешной социализации в жизни ВУЗа. Для студентов первого курса: оказывают помощь в адаптации к новой для них системе высшего образования, повышают студенческую инициативность, за счет заинтересованного включения каждого обучающегося в социальное развитие своего факультета. Привлекают специалистов различных структурных подразделений МФТИ, для оказания всесторонней помощи обучающимся по защите их правовых и социально-бытовых интересов.


Вы работали с разными людьми, теперь работаете со студентами МФТИ — можно ли сказать, что они разительно отличаются от всех остальных?

— Я интроверт и легко определяю «своих» в социальной среде. Со стороны интроверты кажутся тихими и замкнутыми, а иногда даже грубыми и отчужденными. Но на самом деле они совсем не такие асоциальные, какими могут показаться на первый взгляд. У интровертов может быть насыщенная социальная жизнь и близкие друзья, и они тоже любят проводить время в компаниях, как экстраверты. Отличие интровертов от «обычных» людей состоит в том, что от каждого такого времяпрепровождения они чувствуют себя измотанными как ментально, так и физически. В такой момент им нужно выдохнуть и провести какое-то время в одиночестве, чтобы «перезарядиться» – погулять в парке, посидеть дома или послушать музыку в гордом одиночестве.

Интроверту не интересно пустое общение, он желает слышать и слушать что-то, что занимает его в настоящее время, чем он занимается или чем интересуется. Он увлечен собой и своим делом, поэтому экстравертам часто кажется, что он скучный, грустный, одинокий и безжизненный. Поэтому они всячески стараются его развеселить и втянуть в какую-то активную деятельность, а в ответ часто слышат либо грубое и безапелляционное «НЕТ», либо уклончивое «Спасибо, мне это не интересно и скучно». Моя любимая фраза в таких случаях: «Вам со мной будет скучно, а мне с вами не интересно». Вот и все, что так пугает экстравертов в работе с интровертами. Просто их надо понимать и принимать их такими, каковы они есть, не стараясь их изменять. К счастью этого никому не удастся сделать.

Что касается студенческой среды МФТИ, то у нас превалирует интроверты и этим наш ВУЗ уникален и неповторим, потому что такое количество талантливых единомышленников, сосредоточенных в одном месте, лично у меня вызывает восторг и тихую радость. Спасибо академической среде Физтеха за этот глубокий интровертивный социальный мир.


— Расскажите, как удается выстраивать отношения со студентами, вы их правда «воспитываете»?

— Смотря что понимать под словом «Воспитывать». Ведь воспитание, с точки зрения педагогики – это прежде всего передача положительного социального опыта и знаний. Что касается лично меня, то я соблюдаю этические нормы социального педагога и свои отношения со студентами выстраиваю исключительно на глубоком уважении и доверии к ним. И действую в пределах своих полномочий в защиту прав и интересов обучающихся. Я соблюдаю кодекс социально-педагогической парадигмы, основанный на вере, что люди изначально хороши, когда они ближе всего к своей природе (но в процессе адаптации и социализации получают психологические и социальные травмы, в результате которых жизненный сценарий людей видоизменяется, а изначальный путь заложенный от рождения бывает труднодостижим из-за обстоятельств и агрессивной внешней среды). Следовательно, воспитание для личности должно быть в гармонии с ее первоначальной природой и ее индивидуальными психофизиологическими законами развития, с тем чтобы сохранить во взрослой личности здоровье, активную жизнедеятельность и радость бытия.


— Что недопустимо в работе СУВР?

— Ругать, унижать, оскорблять, хамить, оказывать психологическое давление, критиковать, показывать дурные примеры, устраивать панибратство, позволять обращаться на «ты», в уменьшительном или уничижительном тоне; Равнодушие, тщеславие, лицемерие.


— Что самое сложное в вашей работе?

Самое сложное для меня, что окончательное решение в мерах воспитательного характера (окончательные решения по мерам дисциплинарных взысканий, например), так как они принимаются другими участниками образовательного процесса и мне приходится подстраиваться под них.


— Посоветуйте, пожалуйста, 2-3 интересных и полезных интернет ресурса, книги или фильма для студентов (или просто расскажите о тех, что нравятся лично вам).

— Смотрите мою страничку вконтакте, все что я хочу порекомендовать, посмотреть или прочитать, послушать я обычно выкладываю туда. Вообще много чего могу порекомендовать, но универсальных книг не бывает, обычно человеку нужна информация по обстоятельствам, в которых он пребывает, так что обращайтесь – порекомендую.


Если у вас возникли какие-либо вопросы или проблемы в проживании, обучении, общении с сокурсниками, преподавателями, пишите на vosp@mipt.ru

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-ig soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика