Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Молодежная политика МФТИ

УТВЕРЖДАЮ
____________________________ (Кудрявцев Н.Н.)
   ректор МФТИ, чл. корр. РАН
____________________________ (Каменец Ф.Ф.)
    председатель МКИ МФТИ

Политика МФТИ
в сфере воспитательной работы со студентами, аспирантами и молодыми сотрудниками.

Основные положения

Данная политика определяет основные направления воспитательной работы в МФТИ. Политику реализует Молодежный Комитет Института (далее МКИ) во взаимодействии с ректоратом, деканатами и другими органами и подразделениями МФТИ, профильными федеральными и московскими ведомствами и общественными организациями.

Цель воспитательной работы с молодежью

Воспитательная работа направлена на привитие студентам, аспирантам и молодым сотрудникам способности к труду и жизни в современных условиях: воспитание в них инициативности, внутренней свободы, ответственности, гражданственности, стремления к личностному развитию и профессиональной самореализации, нравственных принципов; на создание условий для качественной жизни в общежитиях института, учёбы и научной работы.

Реализуемые принципы

Поставленная цель достигается в совместной учебной, научной, творческой и общественной деятельности коллектива студентов с профессорско-преподавательским составом Физтеха.

Приоритет потребностей личности в духовном и физическом развитии, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, творческой направленности, коммуникативных и лидерских черт личности; Демократизм, предполагающий равноправие и взаимную ответственность, партнерство, добровольность участия субъектов воспитательного процесса; Системность воспитательного процесса, предполагающая целостность, последовательность и преемственность; Единство профессионализации, воспитания и обучения; Обеспечение правовой просвещенности; Деятельностный подход к воспитанию, нацеливающий на развитие личности и выполнение конкретной работы для различных целей, способствующих улучшению качества жизни молодёжи Физтеха; Творческий характер, динамизм социализирующей (воспитывающей) деятельности, обеспечивающие развитие и обогащение воспитательного процесса; Личностно ориентированное воспитание, самовоспитание при широком использовании коллективных форм деятельности; Связь воспитания с жизнью общества и государства, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики; Вариативность, подразумевающая выбор оптимальных для конкретной ситуации форм и методов воспитывающей деятельности; Вовлеченность в воспитательную работу максимального числа студентов.
Приоритетные направления воспитательной работы

Воспитание в ходе образовательного процесса и научной работы на Физтехе.

Профессионал должен быть творческой личностью, настойчиво работать над собой, стремиться повышать эффективность собственной деятельности, ценить, реализовывать и передавать сверстникам полученные профессиональные навыки. Связывая профессионализацию с потребностями личности, целесообразно рассматривать ее в развитии, в русле специально организуемой творческой деятельности. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в профессии и в жизни – таковы ее закономерные стадии. Воспитательный процесс, базирующийся на профессиональных ценностях, становится эффективнее, так как при этом формирует особые разновозрастные сообщества, объединенные профессиональной гордостью, корпоративными интересами, социально значимой коллективной деятельностью и отношениями.

Институтские и базовые кафедры, интегрирующие потенциалы преподавателей, опираются на содержание и единство учебного, научного и воспитательного процессов. Кафедры формируют профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, повышают интерес к научно-исследовательской работе. Они же призваны прививать студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности за последствия профессиональной деятельности. Необходимое условие совершенствования институтского воспитания - это интеграция воспитательной, учебной и научной работы. Удовлетворение потребностей молодежи в интеллектуальном развитии должно заключаться не только в предоставлении образования, но и в поддержке непосредственного участия студентов в фундаментальных научных и прикладных проектах, поддержке различного рода профессиональных инициатив.

Особое значение приобретает помощь старшекурсников, аспирантов и молодых преподавателей студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем. Крайне важно ознакомление абитуриентов и младшекурсников с традициями и нормами физтеховской жизни, поддержка в освоении сложного учебного процесса на Физтехе.

Воспитание гражданской позиции

Приоритет формирования гражданской позиции, патриотических чувств составляет один из важнейших аспектов воспитательной работы. Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и государством. Патриотическое воспитание молодых граждан России - это воспитание людей, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения к культурно-историческим, семейным традициям. На этом этапе формируется своеобразная “корневая система” личности, ориентирующая ее на такие непреходящие ценности как Физтех, Родина. Студенты, аспиранты Физтеха гордятся прошлым и настоящим института и в своей жизненной практике ориентируются на традиции Физтеха: любовь к науке, нацеленность на результат, уважение преподавателей и научных руководителей. Это является фундаментом для воспитания студентов в духе Физтеха.

Творческая деятельность

Предметную основу воспитания составляет приобщение к культуре через трансляцию ценностей, опыта, идеалов, традиций. Культура - совокупность достижений общества на определенном отрезке его истории. Творческое усвоение культуры не сводится к развитию отдельных прикладных способностей, а представляет процесс целенаправленного формирования потребности в творческой деятельности. Наиболее важна здесь проблема становления личности, нацеленной на самореализацию и преобразование мира. Особо актуальным представляется социальное творчество - деятельность в сфере общественных отношений, составляющих основу воспитательного процесса. Здесь молодёжь может попеременно испытывать себя в роли ведущих и ведомых участников социальных проектов. В творческих объединениях, особенно разновозрастных, имеет место особая восприимчивость молодёжи к воспитывающим воздействиям, быстрый переход от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности.

Воспитание здорового образа жизни

Сегодня чрезвычайно важно подвести студентов к пониманию необходимости высокого уровня личной ответственности в вопросах здорового образа жизни. Социальные и психологические последствия вредных привычек представляют непосредственную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Поэтому формирование потребности здорового образа жизни, без вредных и пагубных привычек - неотъемлемая часть воспитания молодежи. Для создания стимулов к этому, необходимо, во-первых, знание мотивов поведения, а во-вторых, такая организация работы по формированию здоровых привычек, чтобы предлагаемые программы способствовали как достижению этих целей, так и укреплению здоровья. Важно добиваться осознания студентами того, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, может стимулировать познавательные процессы. Физическая культура, спорт и художественная самодеятельность – признанные факторы профилактики девиантного поведения и нездоровых привычек молодежи. Важное мотивирующее значение для студентов имеет физическая активность, спортивные достижения сверстников.

Студенческое самоуправление

Сущность студенческого самоуправления заключается в его организующей роли в создании условий для личностного роста, развития потенциала и самостоятельности студентов, в полном использовании возможностей представления и защиты их интересов и прав, в формировании сферы совместной деятельности, направленной на самореализацию. Участие молодежи в студенческом самоуправлении позволяет сформировать у них такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, способность к организаторской работе. Это   добровольная самостоятельная деятельность по решению вопросов, касающихся жизни студентов при организации обучения, быта, досуга; форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью, средство самореализации и развития инициативы. Студенты Физтеха считают органы самоуправления своими помощниками, представляющими их интересы и защищающие их права. Развитие студенческого самоуправления предполагает постоянное расширение зоны социальной ответственности и повышение результативности решаемых задач.

Организация воспитательной работы

Молодежный Комитет Института – уполномоченный на организацию воспитательной работы орган МФТИ. МКИ объединяет студентов, аспирантов и молодых сотрудников института и включает в себя как выборных представителей факультетских студенческих советов, так и постоянных членов – руководителей его отделов. МКИ опирается в своей работе на факультетские студсоветы и занимает по отношению к ним руководящую роль. Для достижения поставленных целей МКИ сотрудничает с другими органами и подразделениями МФТИ. МКИ с ректоратом и деканатами МФТИ определяют основные направления и виды деятельности, а также организационные и финансовые аспекты деятельности.

В соответствии с основными направлениями и перечисленными выше принципами воспитательной работы формируются следующие отделы МКИ (при необходимости перечень может быть изменен):

Информационный, Учебно-научный, Административно-хозяйственный, По работе с абитуриентами, Проектный, Внешних связей, Спортивный, Культмассовый, Профсоюзный, Инновационный.

МКИ формируется с учетом существующих студенческих организаций и во взаимодействии с ними. Для достижения поставленных целей помимо текущей работы реализует студенческие проекты, а также может создавать новые студенческие организации и осуществлять руководство ими. При принятии решений о запуске проектов или создании студенческих организаций МКИ руководствуется принципами целесообразности и полезности для института и студентов.

В первый год работы МКИ руководствуется данной политикой и положениями отделов. Через год, с учетом практики работы, должны быть разработаны устав МКИ, организационная структура и пр. необходимые регламентирующие документы.

Принято на заседании МКИ МФТИ 03 июня 2006г.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика