Адрес e-mail:

Трансфер технологий и методик электронного и дистанционного обучения

МФТИ накопил значительный опыт разработки и использования технологий и методик электронного и дистанционного обучения. Организация трансфера этого опыта, методик и технологий в региональные вузы является обязанностью МФТИ как лидера в этой области среди российских вузов. Тем более, что выработанные решения оказались удачными с точки зрения их широкого внедрения в практику цифровизации учебного процесса типичного российского вуза. Этот тезис не является голословным, поскольку он проверен реальными примерами трансфера технологий и методик, которые МФТИ реализовал в сотрудничестве с российскими вузами. В 2020-2021 гг. в 4-х вузах были созданы студии самозаписи, сотрудники 8-ми вузов прошли курсы повышения квалификации.


Этот успех обусловлен, во-первых, разнообразием предлагаемых решений, во-вторых, тем, что совокупно они складываются в систему, удовлетворяющую ключевые потребности вуза в электронных образовательных формах, в-третьих, тем, что делают они это очень экономно: МФТИ целенаправленно стремится к минимизации стоимости решений при максимизации их функционала. При этом, каждое из решений спроектировано с возможностью его автономной реализации, что позволяет внедрять новые образовательные формы постепенно, шаг-за-шагом, начиная с тех, в которых вуз испытывает наибольшую потребность. Кроме того, МФТИ взаимодействует с вузами на принципах максимальной открытости: демонстрируются спецификации оборудования, исходный код программного обеспечения, тонкости в применении методик электронного обучения, все решения можно опробовать самостоятельно. Все это в совокупности привлекает наших партнеров.


Итак, как правило, точкой входа для наших партнеров являются курсы повышения квалификации: как для методистов электронного обучения, так и для рядовых преподавателей. Библиотека курсов довольно обширна, а тематика касается как узких тем, вроде "Образовательного видеопроизводства" или "Педагогического дизайна", так и обзорных программ, каких как: "Теория и практика электронного и дистанционного обучения", на которой преподаватели осваивают полный жизненный курс электронного курса от его самостоятельного проектирования и производства до его эксплуатации. Библиотека включает курсы различного объема и форм обучения от дистанционной до очной. По итогам обучения выдаются удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке.


PPK 2.png

o   Освоение полного жизненного цикла создания и эксплуатации электронных курсов

o   Теория и семинары - дистанционно

o   Стажировка в студии самозаписи - очно

o   Удостоверения о повышении квалификации

Общая стоимость решения

(за одного слушателя):

15 000 рублей

 

Другим популярным решением является студия самозаписи стандарта МФТИ. Это одно из самых функциональных и недорогих решений для создания учебного видео и для проведения очно-дистанционных занятий. Функциональность студии обеспечивается, с одной стороны, - высокой степенью ее автоматизации, позволяющей работать преподавателю самостоятельно, без технического персонала; с другой, - реализованным в ее работе режимом реального времени, благодаря которому преподаватель может взаимодействовать с презентационным материалом непосредственно в кадре, а готовый видеопоток получает сразу, что позволяет использовать его для проведения вебинаров и трансляций в реальном времени. Студия не требует больших площадей, легко монтируется и обслуживается, она проста в освоении, что, в конечном счете, обеспечивает кратное снижение стоимости создания учебного видео.


ustanovka1.png

o   Создание учебного видео в режиме реального времени

o   Широкий функционал, простота использования

o   Работа с сервисами видеоконференций

o   Высокое качество изображения

o   Низкая стоимость создания учебных видео

o   Подготовка группы из 15 преподавателей

Общая стоимость решения:

1 200 000 рублей


Важным обстоятельством является и то, что в стоимость создания студии входит не только ее монтаж и наладка, но и обучение группы из 15 преподавателей, которые получат теоретические знания об эффективном применении электронных образовательных технологий и практические навыки по созданию электронных видеокурсов. Этот курс содержит 15 ак.часов очной стажировки в построенной студии самозаписи. Таким образом, МФТИ предлагает не сколько студию, столько полноценное решение, обеспечивающее быстрый старт в мир электронного обучения. На текущий момент каждый из наших партнеров приступил к интенсивному формированию собственных библиотек электронных видеокурсов.


Студии самозаписи могут сопрягаться с установками телеприсутствия преподавателя, обеспечивающими полноценный контакт удаленной аудитории и преподавателя в процессе дистанционного семинара. Установка монтируется в классной комнате и обеспечивает насыщенную аудиовизуальную связь с аудиторией, причем преподаватель удаленно управляет отдельными элементами установки, например, камерой на PTZ-подвесе. Ученик может видеть (и слышать) преподавателя и учебный материал, транслируемый из студии, отвечать на вопросы преподавателя, писать на планшете (режим "вызов к доске"). Преподаватель видит и слышит своих учеников, с помощью дистанционно управляемой камеры может буквально заглянуть в их конспекты. Дистанционное занятие проводится в очном классе, без возможности отгородиться от преподавателя средствами видеоконференции. Таким образом, ученик возвращается в учебную ситуацию, и такое дистанционное занятие по своей эффективности максимально приближается к очному семинару.


ustanovka2.png

o   Интеграция со студиями самозаписи

o   Развитие филиальной сети вуза

o   Возвращение студента в учебную ситуацию

o   Высокий уровень обратной связи от студентов

o   Вызов студента «к доске»

o   Управляемая преподавателем камера

Общая стоимость решения:

400 000 рублей


Особый интерес регионального вуза может вызвать инструментарий модернизации учебной платформы Moodle. Данная платформа используется в большинстве российских вузов как средство дистанционного обучения. Несмотря на широкий функционал базовой версии платформы, ее использование не совсем удобно в специфичных условиях российской высшей школы. Главная проблема - огромное число связей между многочисленными университетскими дисциплинами, большим числом учебных групп и преподавателей, которые приходится прописывать вручную. Модернизированная версия импортирует эти связи из университетских баз данных. Кроме того, она обеспечивает связь с распространенными системами видеоконференций, поддерживает формирование гибких образовательных траекторий, имеет более простые интерфейсы управления студенческими группами и их доступом к учебным материалам, средства переноса учебных материалов на следующий учебный год, модуль планирования и отображения учебного расписания, чат для общения студентов и преподавателей, средство создания многовариантных контрольных работ и многое, многое другое. Система обменивается данными с внешними институтскими сервисами, например, такими как система проверки программного кода и т.п., а также имеет удобное мобильное приложение. Таким образом модернизированная платформа становится системообразующим центром, вокруг которого строится вся университетская инфраструктура электронного обучения. Разумеется, каждый вуз имеет свои особенности, но модернизированная версия платформы Moodle, также, как и базовая, имеет возможность для любой кастомизации благодаря тому, что обладает открытым программным кодом.


Moodle-logo.png

o   Соответствие нормативной базе и реалиям российской высшей школы

o   Интеграция с базами данных вуза

o   Автоматическая запись студентов на курсы

o   Более эргономичные интерфейсы

o   Интеграция с системами видеоконференций

Общая стоимость решения:

предоставление плагинов -

консультации и кастомизация -


бесплатно

почасовая


Таков краткий обзор технологий и методик электронного и дистанционного обучения, которые МФТИ может предоставить для их внедрения в региональных вузах и иных государственных и коммерческих образовательных учреждениях.


По всем вопросам Вы можете обратиться в центр развития электронного и дистанционного обучения МФТИ по телефону +7 498 744 6515 и по электронной почте: learning@mipt.ru

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях